Портал Теософического Сообщества

Вы просматриваете архив Портала теософического сообщества. Новые обсуждения здесь не ведутся.
#75601 09.10.09 11:37 (правка 09.10.09 12:17)
"О, сколько нам ошибок трудных готовит Просвещенья Дух. И Опыт, сын ошибок трудных,и гений Парадоксов друг"(А.С.Пушкин)

"БОН – (тибет. заклинать, призывать).

Древняя религия Тибета, позднее заимствовала из буддизма его положения, структуру монашеского ордена и сохранилась по настоящее время в качестве действующей религии."(Из Больш.Эзот. Справочника С.А.М.)

Лама свободно облачается в ритуальные одеяния служителя Бон, подчеркивая их органическую связь.

" одни ученые максимально приближают Будду к эпохе походов Александра, другие же, напротив, разводят эти даты. Эти разногласия определяются спецификой источников, которым те или иные буддологи предпочитают пользоваться, – царские хроники, монастырские хроники или же списки глав сангхи (буддийской монашеской общины) от паринирваны Будды до вступления на престол первого буддийского императора Ашоки (273? – 232? до н.э.). Именно последний тип источников представляется наиболее надежным, а к тому же и дающим дату паринирваны Будды, наиболее близкую «золотой середине» – около 400 г. до н.э. Поскольку традиция утверждает, что Будда прожил 80 лет, мы, думается, не очень ошибемся, если предположим, что Будда был современником и ровесником Сократа........ Почему буддизм вообще возник? Вообще то это неблагодарный вопрос, и, следуя совету выдающегося французского историка медиевиста М. Блока, нам не следует предаваться «фетишизму истоков» и надеяться на то, что знание причин возникновения буддизма раскроет для нас его суть. Более того, надо откровенно признаться, что современные научные данные о древнеиндийском обществе слишком скудны, чтобы надеяться на ответ, хоть сколько нибудь приближающийся к полноте. О происхождении буддизма написано множество книг, но особой ясности в этом вопросе по прежнему нет. Поэтому здесь мы ограничимся тем, что охарактеризуем некоторые достаточно очевидные причины и условия, способствовавшие возникновению буддизма и его укреплению в индийском обществе древности.Буддизм возник в северо восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Обычно считается, что здесь, с одной стороны, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии (то есть северо восток Индии был как бы «слабым звеном» брахманизма), а с другой – именно здесь шел бурный процесс государственного строительства, предполагавшей возвышение иного «благородного» сословия – варны кшатриев (воинов и светских правителей – царей). А именно буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей. Здесь важно отметить, что опять же буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. Много позднее, уже в V в. н.э. великий буддийский философ Васубандху, излагая в своем «Вместилище Абхидхармы» (Абхидхармакоша) социогенный миф, почти ничего не говорит о брахманах, но очень подробно описывает происхождение царской власти (предлагая один из древнейших вариантов договорной теории) и воинского сословия.В опоре буддизма, даже не столько на сословие кшатриев, сколько на царскую власть как таковую, была скрыта существенная опасность, в полной мере проявившаяся в период так называемого упадка буддизма в Индии, приведшего к практически полному исчезновению буддизма на его родине (VII–XIII вв.). Собственно, никакого упадка не было. В монастырях университетах (Наланда, Викрамашила) продолжала расцветать монашеская ученость, писались утонченнейшие трактаты по логике и эпистемологии, выигрывались диспуты, тантрические йогины махасиддхи («великие совершенные») собирались на свои мистические пиршества и предавались созерцанию в лесах и на кладбищах. Просто цари постепенно переставали поддерживать буддизм, в силу не совсем ясных причин возвращаясь в лоно брахманской ортодоксии – индуизма. И вместе с прекращением царской поддержки исчезал и буддизм. Там же, где цари сохраняли приверженность Учению (Дхарме) Будды, расцвет буддизма продолжался. Так, например, было в бенгальском государстве Палов, цари которого продолжали покровительствовать буддизму вплоть до того, как Бенгалия оказалась под властью завоевателей мусульман. Таким образом, в Индии буддизм был «царской религией», что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, поскольку носителем религиозной и вообще идеологической ортодоксии и ортопраксии было в Индии жреческое сословие брахманов. И даже в самый поздний период своего существования в Индии буддизм не утратил этого духа свободомыслия......Середина I го тысячелетия до н.э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма – государства северо востока Индии – стало опорой и цитаделью альтернативных религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм. А возникновение этих альтернативных учений, в свою очередь, было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также с определенными противоречиями и конфликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей).О том, что такие конфликты имели место, мы косвенно знаем по произведениям поздневедийской и пуранической литературы (пураны, древние – авторитетные тексты средневекового индуизма). Так, в некоторых поздних Упанишадах (Упанишады – часть ведического корпуса, брахманских текстов Откровения, содержащих религиозно философское учение брахманской традиции, прежде всего доктрину единства атмана – «я», «души» и абсолютного духа – Брахмана) появляется фигура кшатрия, который не только превосходит брахманов своей мудростью и ученостью, но и наставляет их относительно природы атмана. Таковым, например, в Упанишадах выведен современник Будды царь Магадхи Аджаташатру. В пуранах рассказывается о том, как бог Вишну воплотился в свирепом богатыре Парашураме («Раме с топором»), чтобы уничтожить кшатриев, восставших против господства брахманов. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что и Будда, и Вардхамана Махавира (основатель джайнизма, другой альтернативной брахманизму религиозной традиции Индии) были выходцами именно из кшатрийской, а не брахманской варны.Как бы то ни было, старая ведическая религия жертвоприношений и ритуалов переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новых неортодоксальных аскетических движений так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой (психопрактикой преобразования сознания). Одним из таких шраманов (или на языке пали – саманов) и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.Шраманы и шраманские движения сыграли огромную роль в истории индийской философии и культуры. Прежде всего именно от них идет традиция свободного философского диспута и философии как логико дискурсивного обоснования и вывода тех или иных теоретических положений. Если Упанишады только провозглашали некие метафизические истины, то шраманы стали философские истины обосновывать и доказывать. Именно в дискуссиях между разными шраманскими группами (которых было великое множество) рождалась индийская философия, в отличие от мудрости Упанишад. Можно также сказать, что если Упанишады безусловно являются философскими текстами по их предмету, то шраманы дали Индии философию и по форме. Именно поэтому и Будда может считаться не только основателем религии и мудрецом, обретшим свою мудрость практикой созерцания, но и одним из первых индийских философов, участвовавшим в дискуссиях с другими шраманами по правилам, принятым в их среде.В настоящее время совершенно невозможно реконструировать научную биографию Будды. Простое отсечение мифологических сюжетов и элементов фольклорного характера совершенно неэффективно, а материала для подлинной биографической реконструкции у современной науки явно недостаточно. Поэтому здесь мы даже не будем пытаться заниматься этим безнадежным делом"(Торчинов.Введение в буддизм)

""Есть две крайности, в которые не должен вовлекаться тот, кто покинул мир. Какие две? Одна крайность – это предаваться чувственным наслаждениям, захватываясь объектами чувственных желаний, – низменная, грубая, обывательская, неблагородная, не приносящая пользы. Другая крайность – предаваться самоистязанию – болезненная, неблагородная, не приносящая пользы. Свободен от двух этих крайностей Срединный Путь, которым овладел Татхагата и который, раскрывая виденье [Дхармы] (око Дхармы), раскрывая мудрость, ведёт к спокойствию, к непосредственному постижению, к Пробуждению, к Освобождению........А что это за Срединный Путь, которым овладел Татхагата и который, раскрывая виденье [Дхармы], раскрывая мудрость, ведёт к спокойствию, к непосредственному постижению [Истины], к Пробуждению, к Освобождению? Это Благородный Восьмеричный Путь: Правильный {сам як, тиб., тождественный триаде, "посмотрите на центральную часть Соломоновой Звезды: там красуется Stauros; он символизирует Гностический Закон оплодотворения пассивного активным; ведь оба ваши Треугольника я застал уже существующими и пользуюсь ими как готовыми инструментами. Ключ к могуществу моему находится в Stauros'е"(Мебес),см. сл. комм.} Правильные Действия, Правильная Жизнь, Правильные Усилия, Правильное Сосредоточение Внимания, Правильное Самадхи. Вот что является Срединным Путём { Опора на срединную точку "трисоставных предметов и трисоставных композиций в пространстве аналитического созерцания, включая самого практика как активную ролевую форму в трисоставном пространстве, тождественном этапам космогенезиса", срединную замкнутую точку как глубинную принципиальную и живую суть, которая также является Принципом во всем воплощенном, комм. со слов неизв. }, которым овладел Татхагата и который, раскрывая виденье, раскрывая мудрость, ведёт к спокойствию, к непосредственному постижению, к Пробуждению, к Освобождению.......Монахи, и пока не стала ясна мне эта мудрость, это виденье [Закона] – с его тремя оборотами{ движение ума, тождественное триаде воплощения по трем точкам пространства, см. комм. выше} и двенадцатью положениями [Колеса Закона] { Зодиак,комм.}, что имеют отношение к этим Четырём Благородным Истинам {Тетрактис, комм.}, каковы они есть на самом деле я не провозглашал о своём непосредственном достижении Правильного Пробуждения, которое является непревзойдённым во [всей] Вселенной с населяющими её богами, марами и обитателями Небес Брахмы, с её шраманами и брахманами (йогинами и священнослужителями), с её царями и простыми смертными. Но когда мне стала ясна эта мудрость, это виденье [Закона] – с его тремя оборотами и двенадцатью положениями [Колеса Закона], что имеют отношение к этим Четырём Благородным Истинам, каковы они есть на самом деле – я провозгласил о своём непосредственном достижении Правильного Пробуждения, которое является непревзойдённым во всей Вселенной с населяющими её богами, марами и обитателями Небес Брахмы, с её шраманами и брахманами, с её царями и простыми смертными. Мудрость и виденье возникли во мне: "Моё Освобождение не зависит от условий. Это конечное рождение. Теперь нет причин для нового становления". Дхаммачаккапаваттана Сутта Сутра о Начале Вращения Колеса Закона(Первый Поворот Колеса Дхармы)
Jesus Nazarenus Rex Iudeorum
Igne Natura Renovatur Integra
Не ищи нового, ищи вечное
#90987 28.02.10 23:42 (правка 28.02.10 23:43)
Важные темы о буддизме:

АЯЧАНА СУТТА или СУТТА О ПРОСЬБЕ БРАХМЫ

Буддизм и идея "майи"
Просветления и Реализации Вам!
#166298 20.08.11 10:43 (правка 20.08.11 10:45)
перенесено из темы: http://forum.theosophy.ru/forums.php?m=posts&q=128&d=575

xacan пишет:
Но Орда была буддисткой.


орда не была буддийской. Хотя в орде свободно могли исповедовать любые религии, в том числе христианство, буддизм, определенно и ислам -- если были верующие любой конфессии, то они определенно могли построить храм, исповедовать свою религию.

Сам Чингизхан исповедовал шаманизм - тенгриаство, что было испокон века в Азии. Тенгрианство близко к христианству, там есть множество совпадающих принципов, но это все-таки шаманизм.

Впервые буддизм приняли правители монголов в Монголии во времена внука Чингизхана примерно в 1250 году. Реально буддизм в Монголии закрепился со времени хана Хубилая, который стал Великим Ханом в 1260 г. Как известно внуков у Чингизхана было бесчисленное число, и поэтому в татаро-монгольской империи исповедовали кто во что горазд. Преобладало тенгрианство, но в Монголии с того времени исторически сложился буддизм.

Но отношение с татаро-монголами у тибетцев были очень специфичные. Во первых сами татаро-монголы приказали тибескому ламе Сакье Пандиту прибыть в ставку к татаро-монголам под угрозой смерти и вторжения в Тибет. Сакье Пандиту не оставалось ничего как подчиниться. В Китае и окрестностях при этом он видел как татаро-монголы резали головы и убивали тотально людей, следуя известной тактике татаро-монголов -- убивать тотально если оказывают сопротивление. Это ужасало Сакье Пандиту, и он настаивал и пробовал уменьшить горе и страдание людей, насколько это было в его силах.

И в дальнейшем отношение между Тибетом и татаро-монголами, и буддизм было очень не однозначны. Татаро-монголы использовали буддизм нередко в политических целях -- чтобы отличаться от мусульман, китайцев и иных народов в религиозном смысле -- хотели что у них типа был высший религиозный знак отличия. И то это не все татаро-монголы. Тибет пользовался услугами некоторых народов из татаро-монголов с которыми у них установились более близкие связи, чтобы решать свои политические задачи -- защита от манчжуров и китайцев и т.д. Так что сказать что в татаро-монголии был буддизм -- это большая историческая натяжка...

Со временем кажется только в Монголии действительно сохранился и укрепился буддизм. В большинстве других стран и территорий того времени (Бурятия и т.д.) реально буддизм пришел во второй волне, насколько вспоминаю, где в 1700 и около годах.

примерно так
Просветления и Реализации Вам!
#166953 22.08.11 20:20 (правка 22.08.11 20:50)
Еще они помогли гэлугпа разбив "красношапошных" и бонпо.
несусвет
#168244 28.08.11 22:11
Видеорепортаж France 24. Оракулы о свободе Тибета

http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=13331&highlight=2012
Просветления и Реализации Вам!
#168389 29.08.11 20:49 (правка 29.08.11 20:49)
Конечно, это не совсем "новая" новость, но хотелось бы верить, конечно. Сюда же можно добавить и слова Далай-ламы, который сказал однажды, что точно знает, что доживёт до освобождения Тибета и надеется умереть именно там.
Но с другой стороны, это может быть политическая акция - подбодрить тибетцев и оказать моральное давление на китайцев. Здесь палка о двух концах.
Plus la raison fait des progrès, plus le fanatisme grince des dents (Voltaire)
#168648 30.08.11 20:42
Aлександр Глушко пишет:
В Китае и окрестностях при этом он видел как татаро-монголы резали головы и убивали тотально людей, следуя известной тактике татаро-монголов -- убивать тотально если оказывают сопротивление

Как-то больно кровожадно выглядит.
Во первых, перед завоеванием Китая, он был поделен на две империи - киданей на севере и южный Китай (не помню династии).
Так вот, некоторые киданьские города поступили не по закону с послами, за что были вырезаны, южный же Китай - они взяли практически без крови, т.к. тамошнюю деградирующую династию никто не хотел оборонять.

Это я к тому, что очень уж больно распространена в российской среде такая мулька: "Эх, если бы не татарское иго, то мы были бы ого-го!", прям как ассоциации Рим и Атила против Русь и Чингисхан - ничего подобного. Чингисхана можно сравнивать с Атилой, но вот Русь с Римом - никак.
ie
#168654 30.08.11 21:21 (правка 30.08.11 21:24)
dusik_ie пишет:
Как-то больно кровожадно выглядит.


Это и было необыкновенно кровожадно. Об этом можно прочитать в книге "Беседы с Далай Ламой. История Тибета".

Это обычная практика Чингизхана -- тотально убивать всех людей населенного пункта, если были оказано хоть какое то серьезное сопротивление. Множество городов Китая были тотально уничтожены.

Также Чингизхан поступал если мне не изменяет память и с мусульманскими городами, и некоторыми очень крупными.

У Чингизхана насколько я помню был девиз типа: Высшее удовольствие мужчины -- убить противника, изнасиловать его жену и дочерей и прочее. Было и третье "удовольствие" для Чингизхана -- но я не запомнил в чем оно заключается...

С юности прославился - на глазах матери убил своего родного брата, из - за чего не помню - типа куска мяса.

Еще девиз Чингизхана -- править народом надо через жестокость...

Люди ведь прославляют и героизируют тиранов, и хранят память о них, и восторгаются ими -- редко кто из добрых и справедливых людей остаются в памяти у народов...

мне так кажется...
Просветления и Реализации Вам!
#168656 30.08.11 21:23
dusik_ie пишет:
можно сравнивать с Атилой


об Атиле мало что знаю, и мало что читал. К сожалению.
Просветления и Реализации Вам!
#168821 31.08.11 21:26
Aлександр Глушко пишет:
Это обычная практика Чингизхана -- тотально убивать всех людей населенного пункта, если были оказано хоть какое то серьезное сопротивление. Множество городов Китая были тотально уничтожены

Чесно говоря, то что вы написали - для меня полное открытие, такой оценки Чингизхана я еще не встречал.
То что я знаю о нем - он ввел новый свод законов Великую Ясу, которая: "... отнють не являлась модификацией обычного права, а основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства без каких либо компромисов" (Л. Гумилев).
По современным исследованиям, историки пришли к выводам, что в летописях приписывалось многое монголам, чего на самом деле не было. Я помню, как по истории нас учили, что на русь надвинулась 600 тыс. орда Батыя. Наверное татары плодились как кролики - таких армий тогда не моглосуществовать, если еще учесть, что орда двигалась со всеми своими пожитками - кибитками, табунами, женами и пр. то число их выросло бы за миллион...
Но я не историк, но интересуюсь
ie
#168822 31.08.11 21:30 (правка 31.08.11 21:32)
Это была не армия, а именно орда — военизированный народ, так сказать. Т.е. штатским по сути никто не был. Потому цифры вполне реальные.
А мнение об этой орде у всех одинаковое — не только в русских летописях, но и у китайцев, и у среднеазиатов. Народ государства Бахай, находившегося на месте российского дальнего востока, вообще был вырезан полностью.
Wit beyond measure is man's greatest treasure!
#168825 31.08.11 21:44
http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article61.htmhttp://gumilevica.kulichki.net/articles/Article61.htm
#168826 31.08.11 21:51 (правка 31.08.11 21:52)
dusik_ie пишет:
Чесно говоря, то что вы написали - для меня полное открытие, такой оценки Чингизхана я еще не встречал.
хм... я везде встречал именно такое описание (о к-м говорит Ziatz и Aлександр Глушко)... (хотя у меня очень фрагментарные сведения по этому поводу - я не занимался этим вопросом систематически)

dusik_ie пишет:
То что я знаю о нем - он ввел новый свод законов Великую Ясу, которая: "... отнють не являлась модификацией обычного права, а основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства без каких либо компромисов" (Л. Гумилев).
(не в упрёк, просто как констатация) Ваше недоумение становится объяснимо, если большинство инфы о Чингисхане Вы взяли из работ Л. Гумилёва (и прочих подобных товарищей)...
САРВА МАНГАЛАМ!
#168827 31.08.11 22:06
Ziatz пишет:
Потому цифры вполне реальные.


Вы как старик Хаттаб из бороды камлаете факты - как вшей давите.

Мы не все тут верим злобным шаманам - вам и Глушко - ссылки в студию!



История Золотой Орды… А было ли иго?

http://www.islamrf.ru/news/library/legacylib/16161http://www.islamrf.ru/news/library/legacylib/16161


Ключевым аргументом тех, кто не желает ничего слышать о 700?летнем юбилее принятия ислама в Золотой Орде, — событии, произошедшем в 1312–1313 годах после воцарения хана Узбека, — является понятие «ордынского, или татаро­монгольского, ига». «Иго» означает, что в течение более двух веков Русь находилась на положении бесправной колонии, над которой беспощадно измывались пришельцы­татары. И именно эти два столетия якобы определили экономическую и технологическую отсталость Руси от стран Европы.


Эти концепции родились, получили обоснование и широкое распространение у историков Российской империи в конце XVIII века, причем термин «татарское иго» был заимствован у польских (М. Меховский, Р. Гейденштейн) и западноевропейских (Дж. Мильтон, Де Ту, Х. Крузе) историков. Показательно, что В. Н. Татищев такого термина не знает и не употребляет — как полагают, по той причине, что он преимущественно опирался на ранние русские летописные выражения, где такой термин отсутствует.

Разумеется, вольному воля: сегодня историки вправе как принимать понятие «ига», полностью или частично соглашаясь с польскими и немецкими концепциями российской истории, так и напрочь отвергать их. Для обоснования свой позиции представители любой школы могут найти множество источников, соответствующих тем или иным воззрениям. Хотя в источниках и не содержится термин «иго», но при желании его наличие можно доказать: трактовка источников в угоду господствующей идеологии — отнюдь не новость в исторической науке. С другой стороны, кроме русских летописей, по истории Золотой Орды имеется множество арабских и персидских источников. В них нет не только никакого «ига», но и, напротив, Золотая Орда предстает великим и многонациональным государством, где представители разных народов имели множество возможностей для карьерного и финансового роста.

Поэтому для объективности лучше всего обратиться не к трактовкам, и даже не к самим источникам. Оценить жизнь славян в составе Золотой Орды (а «иго» трактуется исключительно как «иго над славянами», потому что никто никогда не говорил о «татарском иге» над чувашами или марийцами) проще всего по археологическим памятникам.

В последние годы археологами введено понятие «русско­ордынского пограничья». Оно стало необходимостью в свете новых открытий: золотоордынских памятников на территории собственно русских княжеств. Например, в Воронежской области памятники золотоордынского круга соседствуют с древнерусскими поселениями той же эпохи, а в рамках одного и того же памятника обнаруживается как ордынская, так и древнерусская керамика. В Липецкой области ситуация несколько иная: свидетельств о проживании тюркского населения здесь нет, но обильные находки восточных предметов ордынской эпохи говорят об активных связях разных этнических групп.

Наиболее многочисленные находки происходят из раскопок Лавского археологического комплекса (городище и два поселения), расположенного в черте современного Ельца Липецкой области. Этот уникальный по размерам памятник датируется XI–XIV веками. Раскопками обнаружены усадьбы торговцев, среди находок — весовые грузики, амфоры и бусы из Византии, кувшины из Северного Кавказа, чаша из Ирана. С XIV века широкое распространение здесь получают чугунные котлы и золотоордынские кувшины. Значительную часть найденных монет составляют изготовленные в Азаке (ныне Азов Ростовской области) — крупном золотоордынском торговом центре, осуществлявшем связи с Генуей и Венецией. Импортная посуда известна и в сельской округе Лавского комплекса. Это никак не вяжется с расхожими представлениями о запредельной нищете славян­крестьян, которых бесконечно угнетали «злые тотарове».

С Александровского городища Липецкой области происходят несколько фрагментов штампованной керамики с зеленой поливой, которая была произведена на востоке Крыма в начале 1330?х — 1360?х годах. Здесь же обнаружены части от трех чугунных котлов. Обратим внимание на то, что русские поселения не знали чугунного производства — оно пришло в регион от тюркских народов. Кстати, в Липецкой области известны и украшения, попавшие на древнерусские памятники в результате более далеких этнокультурных контактов. Например, с Семилукского городища, поселения Каменное, Лавского археологического комплекса, с селища Воргол?5 происходят наременные накладки, этнически связанные с древними хакасами. Посредством кого же осуществлялись торговые связи между Русью и Хакасией в эпоху Золотой Орды? Думается, ответ очевиден — это были какие­либо тюркские кочевые группы, перемещавшиеся из одной части Евразии в другую, но не с саблями и луками, как принято думать, а с кошельками и товарами.

Самым представительным памятником ордынского времени на территории Курской области является Бесединский, или Ратский, археологический комплекс у деревни Городище (Курский район). По мнению В. В. Енукова, многочисленные находки красноглиняной и поливной керамики, джучидские монеты свидетельствуют о том, что наряду с основным русским на Ратском комплексе проживало представительное в количественном отношении ордынское население. Это мнение подтверждается анализом керамики этого комплекса, проделанным В. Ю. Ковалем. Он отмечал, что «вся ордынская керамика на Рати — парадная столовая и тарная», в целом же Ратское поселение «уникально необычайно большим количеством поливной золотоордынской керамики и особенно неполивной, которая на Руси встречается очень редко в виде единичных обломков. По керамике Ратский комплекс не похож ни на одно из собственно русских (славянских) поселений XIII–XV веков». Итак, первый вывод по этому комплексу — его многонациональный состав населения.

Второй вывод ученых еще более интересен. Исследовавший коллекцию нумизматических находок С. Н. Травкин сделал вывод о том, что «Бесединский археологический комплекс первоначально получал медную монету преимущественно из столичного района на Волге, а позднее из центров западной части Золотой Орды… Систематическое обращение медных джучидских монет на данном памятнике началось не ранее правления хана Узбека… Обширный количественный и географический состав медных номиналов Золотой Орды, собранных на одном археологическом памятнике… заставляет предположить наличие здесь достаточно развитого в экономическом отношении поселения (возможно, золотоордынского города XIV века)». Рассмотрение всех монет коллекции в целом подтверждает этот вывод. В пользу этого говорят также находки ордынской керамики, следы существования кирпичных построек и сами размеры поселения.

Таким образом, в Курской области в эпоху Золотой Орды существовал крупный и богатый городской комплекс — по­видимому, административный центр, — где наряду с основным славянским проживало и многочисленное татарское население. Было ли здесь иго? Находки археологов говорят о противоположном: здесь сложился уникальный симбиоз разных народов, ведших взаимовыгодные торгово?экономические отношения.

Долгое время было распространено мнение о том, что Курск не только был стерт с лица земли в ходе монгольского нашествия, но даже и возобновлен потом на совершенно новом месте. Сторонники этой точки зрения основывались на упоминании некоего Курского городища в грамоте от 1487 года. Однако при картографировании мест нахождения кладов золотоордынских монет оказалось, что наибольшее их скопление находится как раз в Курске и его ближайшей округе. По плотности и разнообразию находок, характерных для городской культуры Золотой Орды, округа Курска и восточная часть Курского района стоят на первом месте в этой области. Следовательно, господствовавшая десятилетиями концепция о «кровавом иге, уничтожившем Курск», оказывается всего лишь фантазией, базирующейся на идеологии!

Действительно, если десятилетиями или даже веками внушать обществу мысль о варварстве татар, уничтоживших русский город, то любое, самое непонятное сообщение автоматически воспринимается как довод в пользу «ига». И лишь комплексные археологические исследования помогли полностью опровергнуть этот миф.

Но повергнутыми оказались лишь несколько мифов, только в некоторых регионах России. А сколько археологических памятников этой эпохи до сих пор толком не изучены учеными! И сколько археологических открытий, опровергающих мифологию о татарско­русской вражде, до сих пор неизвестны общественности! И о скольких найденных памятниках, переворачивающих наши представления об эпохе Золотой Орды, ученые не говорят объективно!

Вопросов больше, чем ответов, и многие из них, увы, риторические. Но не будем отчаиваться. Уже сегодня знаний, накопленных археологами, достаточно, чтобы опровергнуть самый важный, ключевой миф российской историографии — о варварском характере культуры Золотой Орды и ее «кровавой» экономике. Об этом и многом другом — в наших последующих статьях.



По материалам статей д.и.н. Н. А. Тропина, к.и.н. А. В. Зорина, к.и.н. М. В. Цыбина, вошедших в энциклопедический словарь «Ислам в центральноевропейской части России» (М. — Н. Новгород: ИД «Медина», 2009).



Публикацию подготовил Дамир Хайретдинов,
кандидат исторических наук, этнолог



На фото: Монета, найденная при раскопках захоронения за пределами мечети-мавзолея у поселка Красный воронежск
#168828 31.08.11 22:14
Яса Чингизхана.

О браке:
15.Закон о браке требует, чтобы каждый мужчина выкупал свою жену, а родственные браки запрещены. Человек может жениться на двух сестрах, равно как и иметь несколько конкубинаток.
16.Всякий замеченный в адюльтере (прелюбодеяние) наказывается смертью и виновные в нём могут быть убиты на месте.
17.Если две семьи желают объединиться посредством брака, но имеют лишь малолетних детей, то брак такой разрешить при условии, если один из детей мальчик, а другой девочка. В случае смерти детей брачный договор сохраняет свою силу.
О быте:
18.Женщины должны заниматься собственностью и хозяйством. Мужчины должны заниматься только охотой и войной.
19.Запрещено резать горло животным, добытым для еды. Животное надлежит связать, вскрыть ему грудь и охотник рукой должен вырвать ему сердце.
20.Разрешено употреблять в пищу кровь и внутренности животных, хотя ранее это было запрещено.
21.Запрещено, под страхом смертной казни, стирать бельё или купаться в проточной воде во время грозы.
О преступлениях:
22.Укравшего коня или вола или иную равноценную вещь, казнить, а тело расчленить надвое. За меньшее воровство наказать, сообразно ценности украденного, количеством ударов палки: 7, 17, 27 и до 700. Телесного наказания можно избежать, уплатив девятикратную стоимость украденной вещи.
23.Под страхом смертной казни, запрещено давать кров, еду и одежду беглым рабам. То же касается всякого, кто, встретив беглого раба, не привел его к хозяину.
24.Шпионов, лжесвидетельствующих и колдунов приговаривать к смерти
#168829 31.08.11 22:24
Rodnoy пишет:
Л. Гумилёва (и прочих подобных товарищей)...



Гумилев - признанный всем миром "русский учёный, историк-этнолог (доктор исторических и географических наук), поэт, переводчик с фарси. Основоположник пассионарной теории этногенеза..."

А вы кто, чучело собаки?
#168833 31.08.11 22:32 (правка 31.08.11 22:37)
dusik_ie пишет:
Чесно говоря, то что вы написали - для меня полное открытие, такой оценки Чингизхана я еще не встречал.


приобрел книжку серьезного татарского ученого в мечети и в той книжке помню читал о "принципах и радости" мужчины по ЧингизХану. Книжка у меня где-то храниться в коробках. Читал около 2 лет назад. Память хорошая.

недавно была передача о ЧинГизХане на Эхо Москвы и там была четкая информация что убил своего родного брата из за пустяка (по моему!), и это было перед матерью.

У ЕС Далай Ламы читал о массовых тотальных уничтожениях городов и народов при ЧингизХане. Даже перед своей смертью обрек народ или город в Китае кажется на уничтожение.

У мусульман читал как Чингисхан шел как каток. И как то кто то не выразил должное почтение послу ЧинГизХана кажется (а может и просто посла убили...) -- очень большой мусульманский город, с огромным населением (Дамаск?) был уничтожен, а трупы собирали в горы...

Моя оценка отличается? Ну и я отличаюсь, а также я не специалист и не ученый по этой области и истории и не стоит наверное придавать моей оценки серьезного внимания
Просветления и Реализации Вам!
#168834 31.08.11 22:35 (правка 31.08.11 22:35)
xacan пишет:
Гумилев - признанный всем миром "русский учёный, историк-этнолог (доктор исторических и географических наук), поэт, переводчик с фарси. Основоположник пассионарной теории этногенеза..."
"Пассионарная теория этногенеза не встретила понимания и поддержки ни у советской, и наследовавшей ей современной российской исторической науки, ни у международного научного сообщества"
САРВА МАНГАЛАМ!
#168835 31.08.11 22:42
Если все так прекрасно жили в орде,почему же татары,мордвины,чуваши за 300лет не смешались с русскими,как например смешались маньчжуры с китайцами?И с чего бы быть Куликовой битве?
#168837 31.08.11 22:50 (правка 31.08.11 22:53)
Иваэмон
(Тояма Тонияма)
Aлександр Глушко пишет:
Это обычная практика Чингизхана -- тотально убивать всех людей населенного пункта, если были оказано хоть какое то серьезное сопротивление. Множество городов Китая были тотально уничтожены.

А что он сделал с Бактрией (Хорезмом)?
Не только тотально повырезал население городов, но и вытоптал нивы, порубил сады, отравил колодцы... по сути сделал страну непригодной для проживания. Бактрия в древности описывалась райской землей. Нашествие монголов быстро превратило ее в то, что мы видим сейчас на месте Бактрии, в Северном Афганистане - в каменистую пустыню.
Почитайте историю уничтожения Хорезма - очень поучительно.
____________________
Исполняй долг свой, а последствия предоставь Возложившему его на тебя.
#168838 31.08.11 22:59
Aлександр Глушко пишет:
моей оценки серьезного внимания


Что мы ( я по крайней мере) и делаем.

Но скоро я вам пришлю кое-что. Не пустословие, подобное вашему, и не путоголовие от бездумного поклонения ламам в красных шапках и шаманам ( когда нет ни ссылок, ни иных источников инф.), а нейтральные источники инф.
#168840 31.08.11 23:12
Иваэмон пишет:
А что он сделал с Бактрией (Хорезмом)?



Мы тут вообще молчим, хотя и знаем из достоверных документов о том, как евреи пожирали христианских младенцев.

Вы все переходите грани, у вас начался шовинизм и ксенофобия.

Хорезм, видимо, добровольно не сдался.

Вон, Каддафи тоже не сдается, а НАТО вопреки праву и сакциям ООН, утюжит бомбами ливийские города.

Кстати, у Чингизхана ( известно достоверно) был духовный наставник Чан-Чуй, даосский монах. Возможно, монах и насоветовал.
#168841 31.08.11 23:16
Ziatz пишет:
Потому цифры вполне реальные


давно посчитано, что не хватило бы корма для коней даже в 300 000 войска, а не 600 000 как вы тут прете собственные умозаключения.
#168842 31.08.11 23:17
xacan пишет:
Кстати, у Чингизхана ( известно достоверно) был духовный наставник Чан-Чуй, даосский монах. Возможно, монах и насоветовал.


это общая в принципе практика тиранов -- приглашать или силой забирать себе в свиту мудрецов, святых и т.д. К сожалению обычно успехи мудрецов и святых обычно не поражают своими достижениями в отношении тиранов, но нередко все таки оказывают серьезное благотворное влияние в истории, и иногда на потомков тиранов -- детей, внуков...
Просветления и Реализации Вам!
#168845 31.08.11 23:35 (правка 31.08.11 23:42)
Aлександр Глушко пишет:
это общая в принципе практика тиранов


Может быть. У Тамерлана, мир ему от Аллаха, был суфийский наставник.

Кстати, по-моему хороший материал дал Денис Борисович. (я пока не читал, лишь просмотрел бегло). Там про тиранов тоже есть инфа.

: "Ламаизм и его основатель"

http://gumilevica.kulichki.net/articles/tibet07.htmhttp://gumilevica.kulichki.net/articles/tibet07.htm


Внутренняя политика Тисрондецана была направлена на укрепление страны. Ему наконец удалось притушить открытую религиозную борьбу между своими подданными. Начав с предательского убийства своего министра, Тисрондецан понял, что укрепить буддизм только насильственными мерами невозможно. Поэтому он позаботился о приглашении новых учителей из Индии. Призванный из Индии Шантаракшита оказался человеком скромным и совестливым. Он отказался соперничать с колдунами в заклинании демонов, так как считал задачей отшельника и учителя направлять свой дух на спасительные размышления [116]. Зато другой учитель, Падмасамбава, прибывший из буддийского университета Наланды, превзошел в искусстве магии самых сильных колдунов.