Татьяна в № 190385 пишет:
Виктория Ефремова пишет:Когда наш взгляд на мир изменится
Думаю, что у всех (или, почти всех) теософов взгляд на мир уже давным-давно изменился.
Однозначно, в большей или меньшей степени, но мы пробуждены, в плане не обратимы, и то что наш взгляд продолжается меняться, или разширяться, тут как кому угодно, изменяя так или иначе и сам мир, говорит о росте в нас психического, нашего Высшего Я.
Это одновременно и самая простая, и самая сложная вещь на свете. Самая
простая - потому что ребенок понимает ее или, вернее, живет в ней самым
естественным образом: он - царь, он - в центре всего мира, он живет в своем
психическом существе*. Самая сложная - потому что эта естественность очень
скоро покрывается всевозможными идеями и ощущениями; мы начинаем говорить о
"душе" - т. е. ничего уже в ней не смыслим. Все страдания юности - это не
что иное, как история медленного "пленения" психического существа (мы
говорим о "страданиях роста", но, скорее всего, существуют лишь страдания от
удушья, а зрелости достигают тогда, когда состояние удушья становится
естественным состоянием). Таким образом, все трудности ищущего - это
обратный процесс, история медленного высвобождения из всякой ментальной и
витальной мешанины. Но на самом деле, как мы увидим, это не есть возвращение
к отправной точке, во-первых, потому, что назад пути нет, а, во-вторых,
потому, что новорожденное психическое, которое обретают в конце пути (в
конце, который всегда является началом) - это не сиюминутное преходящее
достижение, но сознательное господство. Ибо психическое - это существо, оно
растет; это чудо вечно длящегося детства во все более просторном царстве.
Оно находится "внутри, как ребенок, который должен появиться на свет", -
говорит Риг Веда (IX.83.3).
Как открыть двери
психического существа? Ведь оно недурно скрыто. Прежде всего, оно скрыто
нашими идеями и ощущениями, которые бессовестно обкрадывают его и подражают
ему; у нас столько всяких мнений о том, что высоко и что низко, что чисто, а
что нечисто, божественно или небожественно, столько сентиментальных
стереотипов по поводу того, что заслуживает любви, а что - нет, что бедное
психическое существо не имеет никакой возможности проявить себя, так как его
место уже занято всем этим хаосом. Стоит ему показать свое лицо, как на него
тут же набрасывается витальное, которое в экзальтации использует его для
блестящих полетов, для своих "божественных" и мутных эмоций,
собственнической любви, расчетливого благородства и яркой безвкусной
эстетики; или же разум заточает его в клетку и использует для своих
особенных идеалов, непогрешимых филантропических схем, для своей
ограниченной этики и моральных догм; или его присваивают себе церкви,
бесчисленные церкви и заключают его в символы веры и догматы. Где же
психическое существо во всем этом? И все же оно здесь - божественное,
терпеливое, стремящееся пробиться сквозь все наслоения и на самом деле
использующее все то, что ему дано или что ему навязано - как говорится, "оно
довольствуется тем, что имеет". И именно в этом заключается проблема: когда
бы оно ни выходило из своего укрытия, пусть даже на секунду, оно
выплескивает на все, чего оно касается, такое великолепие, что мы склонны
принимать за его лучащуюся истину те обстоятельства и окружение, при которых
к нам пришло это откровение. Тот, кому довелось раскрыть свое психическое
существо, слушая Бетховена, скажет: "Музыка, одна лишь музыка истинна и
божественна в этом мире". Другой, почувствовав свою душу среди безбрежных
океанских просторов, создаст религию открытых морей. Третий будет бесконечно
верить лишь своему пророку, своей церкви или своему евангелию. Каждый вокруг
ценного переживания сооружает свою собственную доктрину. Но психическое
существо свободно, чудесным образом свободно от чего бы то ни было! Ему не
нужно ничего для того, чтобы быть, это воплощенная Свобода, и оно использует
нашу более или менее возвышенную музыку, наши более или менее великие
писания просто для того, чтобы пробить в человеческом панцире отверстие и
выйти на свет.
Татьяна в № 190385 пишет:
Я говорила о том, что все мы оказываем влияние на тех, с кем нас «сводит» судьба, хотим мы этого или нет.
Согласна, это ведь одна из сутей нашего Единства. Я например, обычно после, уже понимаю, что для меня действительно сделал тот или иной человек, и тут хочу заметить, что зачастую, именно противостояние, каким бы оно небыло не приятным, но именно оно не оспоримо делает своё правое/доброе дело.
Мы - это не разум, так как все наши мысли исходят из Разума более
широкого, чем наш - из всеобщего Разума; мы - это не витальное, т. е. не
являемся ощущениями и действиями, так как все наши побуждения, импульсы
исходят из Витального более широкого, чем наше - из всеобщего; мы также не
являемся этим телом, ибо его компоненты состоят из Материи, которая
подчиняется законам более великим, чем наши - законам всеобщим. Тогда что же
это такое - тот элемент в нас, который не есть ни наша социальная среда, ни
семья, ни наши традиции, ни брак, ни профессия - элемент, который не
является игрой всеобщей Природы или обстоятельств, но тем не менее дает нам
ощущение "я" даже тогда, когда все остальное разрушено? По сути дела наше
истинное "Я" обнажается именно тогда, когда все рушится, потому что тогда
наступает момент нашей истины.
Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания.