Dharmaatmaa в № 212533 пишет:
Rodnoy в № 212531 пишет:
сутре этика может играть бОльшую роль, в тантре мЕньшую...
Это как же так? 
как я сказал выше, "правила общежития" (этика) - это один из многих методов, и не всегда основной - он может работать для кого-то, а для кого-то нет... если он помогает продвигаться к основной цели, то его желательно использовать, если нет, то нет... всё просто...
в тантре акцент на внутренней работе существенно усиливается, поэтому практическая значимость этики существенно снижается... это не значит, что чувак тут же становится а-социальным, но некоторые его действия вполне могут быть интерпретированы окружающими как "неэтичные" - и в этом суть: "этичный" или "не-этичный", - это
чья-то оценка... и у этого кого-то именно такая оценка, а не другая определяется множеством факторов: рефлексами (генными и приобретёнными), средой обитания, воспитанием, образованием, и ещё 1001-й концепцией... иными слова, это ВСЕГДА чья-то СУБЪЕКТИВНАЯ оценка... отсюда возникает вопрос: какая практическая значимость этой оценки для практикующего?..
если на эту оценку возникает (замечается практикующим) какая-либо эмоциональная реакция, то:
- в рамках сутры, практикующий попытается проанализировать эту реакцию пост-фактум, сопоставить свои действия со своими
концепциями об "этичном/не-этичном"; сделать те или иные "орг.выводы" о том (среди прочего), поступать так же в будущем или нет... статус "внешнего раздражителя" в данном случае высок, ибо практикующий всё ещё зависим от чужого мнения (вернее,
от своих реакций на чужое мнение), например, если это какой-то посторонний чувак назвал его действия "неэтичными", то это одно дело, а если тем чуваком был его гуру - то это "совсем другой коленкор" (с)
- в рамках тантры, практикующий "поймает" эту эмоцию в процессе и будет пытаться отстранённо наблюдать за своими реакциями; позже, медитируя, он будет продолжать "работать" с этой эмоцией, давая ей (и сопутствующим реакциям) "само"-истощиться; он
может быть благодарен тому, кто помог ему вызвать такую реакцию, ибо это дало возможность практикующему ещё на шажок продвинуться в практике... ну, т.е. для практикующего внешний раздражитель (чья-то оценка) играет чисто-утилитарную роль: есть раздражитель - хорошо, нету - тоже хорошо... всё хорошо
- в рамках дзогчена, практикующий "поймает" свою "реакцию" (в кавычках, потому что на данном этапе собственно нет ещё никакой реакции) в стадии зарождения, "увидит" её истинную природу - и осознает, что никакой "реакции" не было и нет... "внешний раздражитель" здесь нерелевантен: его наличие или отсутствие не играет НИКАКОЙ роли вообще, - всё и так просто замечательно
(разумеется, это мои субъективные интерпретации буддизма)
(сорри за много букафф, если шо)