Портал Теософического Сообщества

Вы просматриваете архив Портала теософического сообщества. Новые обсуждения здесь не ведутся.
#41561 17.07.08 02:07
ДУХОВНЫЙ РОСТ И СТРАДАНИЯ

Татьяна пишет:
Думаю, что никто не будет отрицать, что духовный рост - процесс не простой и сопровождается страданиями. Об этом писали и Елена Ивановна Рерих, и Елена Петровна Блаватская. Предлагаю участникам вопрос: "Что это за страдания, которыми сопровождается духовный рост?"
Wit beyond measure is man's greatest treasure!
#41587 17.07.08 12:06
Наверное, страдания от осознания своего несовершенства при сравнении с идеалом.
"Мои-то "добродетели" смердят пред Господом, аж воняют" (о. Анатолий из фильма "Остров").
....
И еще с чакрами там что-то. Ком в горле и т.д.

Добавлено 55 секунд(ы) спустя:

И еще:
страдания от того, что хочешь как лучше, а получается как всегда.
#41589 17.07.08 12:26
Лану
("лану")
Радости Сердцам =)

Привязанность к вещам. Или, скорее - неверное распознавание с последующим применением той или иной привязанности.
С раннего детства любил авиацию. Сначала мечтал владеть журналом с фотографиями самолетов. Далее обладать сборными моделями из пластика. За недоступностью последних - занялся моделированием из бумаги, дерева. Сейчас летаю виртуально, проект PT Ту-154М. Полеты требуют достаточно много свободного времени. Так играет УМ.

Сердце шепчет :

Летчик следит за показаниями многочисленных приборов в течении полета ... Все то множество гармонично он приводит в Единство Множества обладая необходимой концентрацией ...

...или : Волей Совершенствуй Концентрацию Ума. Гармонично Приведи Множества к Единству". ..

Те Магнетические Образы , Лану, указатели ветвящихся дорог... , уводя отвлеченных с Пути - Они, так же и Приводят Бдительных к СВЕТУ

Страдания, сопровождающие Духовный рост - мое осознанное понимание необходимости отказаться от отражений проводников. Сменить практику "Виртуального летчика" на практику "Концентрации единства множества". Именно этого мне всегда не хватает.

Света И Любви ! Мир ВСЕМ =)
#41590 17.07.08 13:57 (правка 17.07.08 16:43)
Денис Борисович пишет:
И еще:
страдания от того, что хочешь как лучше, а получается как всегда.

Пожалуй, да. Видишь, как иногда плохо проходят в реальном мире хорошо задуманные мероприятия. Последствия иногда не такие, как хотелось бы.
#41591 17.07.08 14:11
Ziatz пишет:

Ломборг в Зеркале только об этом и пишет. Ситуации у всех разные, а страдания примерно одинаковые.
__________________________________________________________
Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным.
#41592 17.07.08 14:53 (правка 17.07.08 16:06)
Страдания на Пути могут быть вызваны разными факторами. Карма ускоряет свой бег, из-за возрастающей чувствительности острее ощущаются многие воздействия. Как говорится в буддийских писаниях: «Пушинка шерсти, спускаясь на ладонь человека, не осязаема, но, проникая в глаз, она причиняет боль. Ладонь - это грубый, невежественный человек, глаз - утонченный мудрец".
Есть и еще один важный момент, связанный со страданиями на Пути. Воспользовавшись когда-то собранным материалом, приведу довольно много цитат (за что заранее прошу прощения). Большинству из форумчан, конечно, это хорошо известно, но кому-то это, возможно, откроет глаза на происходящее с ним и принесет утешение.

Каждый шаг, предпринимаемый кем-либо в нашем направлении, заставляет нас делать шаг навстречу ему. («П.М.», стр. 611)
Тот, кто приближается к нашим преддвериям даже в мыслях, уже втягивается в водоворот испытания. («П.М.», стр. 612)
«Испытание», нечто, чему должен подвергнуться каждый ученик на более или менее продолжительный срок, если он не хочет остаться просто украшением. («П.М.», стр. 345)
В масонских ложах старого времени неофит подвергался серии устрашающих испытаний постоянства, отваги и присутствия духа. Психическими воздействиями, дополненными механикой и химическими веществами, его доводили до мысли, что он падает в пропасть, низвергаемый скалами, идет по мостам, сотканным из паутины и висящим в воздухе, проходит сквозь огонь, тонет в воде и атакован дикими зверями. Это было воспоминание и программа, заимствованная из Египетских мистерий. Запад, потеряв тайны Востока, должен был… прибегнуть к искусственности. Но в эти дни вульгаризация науки сделала подобные пустячные испытания устаревшими. Стремящийся осаждается теперь исключительно с психологической стороны его природы. Его курс испытания в Европе и Индии следует системе Раджа Йоги и результатом ее, как уже было объяснено, является развитие в нем, в его темпераменте каждого зародыша добра и зла. Правило это непоколебимо и никто не избегнет его, напишет ли он нам письмо или же в тайнике сердца сформирует желание оккультного знания и сообщения. («П.М.», стр. 610)

Читатель должен вспомнить старую пословицу: «Не буди лиха, пока спит тихо». Она содержит океан оккультной мудрости. Ни один мужчина и ни одна женщина не знают степени своей моральной стойкости, пока не подвергнутся испытанию. Тысячи людей проживают жизнь, пользуясь уважением только потому, что никогда не были поставлены на край пропасти. Это бесспорный труизм, но он как нельзя лучше подходит к данной ситуации. Тот, кто хочет вступить на путь ученичества, одни этим уже пробуждает и доводит до предела все дремлющие страсти своей животной природы. Ибо это начало борьбы не на жизнь, а на смерть. Это выяснение расстановки сил раз и навсегда: «быть или не быть». Победить – значит стать адептом; проиграть – значит превратиться в жалкого страдальца, так как сдаться в плен похоти, гордыне, жадности, тщеславию, эгоизму и иже с ними – действительно позор, если оценивать мерками истинного представления о человеке. Чела ставится лицом к лицу не только со всеми скрытыми пороками своей натуры, но вдобавок еще со всей массой отрицательной энергии, накопленной обществом и нацией, к которым он принадлежит…
Его борьба за добродетель сотрясает все окружающее безнравственное общество, обрушивающее на него свою ярость… Если станет известно, что он распознал издевательскую пустоту социальной жизни, ее лицемерие, себялюбие, чувственность, скаредность и прочие пороки и решил подняться на более высокий уровень, как тот час же его начинают ненавидеть, и каждая испорченная, фанатичная или злобная сущность посылает ему волевой поток противодействующей энергии. Если он обладает врожденной духовной силой, то стряхивает его с себя так же легко, как выносливый пловец решительным движением одолевает течение, способное унести, как соломинку, более слабого. В этой нравственной битве даже один единственный скрытый недостаток ученика – чтобы он ни делал – непременно будет высвечен. Внешний лоск условностей, которыми «цивилизация» покрывает всех нас, должен сойти, а внутреннее Я, - обнаженное и без малейшей завесы, скрывающий его реальный облик, - выступит наружу… Порок предстает в самом обворожительном облике, искушения пытаются увлечь неопытного соискателя в бездну нравственного унижения…
Недаром один из Махатм назвал ученичество «психическим растворителем, который выедает всю грязь, оставляя после себя только чистое золото». Если у кандидата есть хоть малейшая склонность к деньгам или политической софистике, или вранью, или жестокости, или чувственным удовольствиям любого рода – зародыш почти наверняка пустит ростки; но с другой стороны, то же самое произойдет и с благородными качествами человеческой натуры. Наружу выходит истинная суть человека… Некоторым нашим чела – мирянам было бы полезно подумать дважды до того, как бросать вызов испытаниям. (Е.П.Б. «Ч. и св. уч.»)

Ученику, находящемуся под испытанием, разрешено думать и поступать, как он того желает. Его предупреждают, ему говорят заранее: вы будете искушаемы и вводимы в заблуждение: два пути будут открыты перед вами и оба ведут к одной и той же цели, которой вы хотите достичь; один легкий и он скорее приведет вас к выполнению указов, которые могут быть вам даны; другой путь более трудный, более долгий, полный камней и терний, о которые вы не раз споткнетесь на вашем пути; и в конце его вы, возможно, потерпите неудачу и не будете в состоянии исполнить Указы, данные для выполнения какой-либо особой маленькой работы. Но тогда как все перенесенные на втором пути тяготы в конечном счете будут вменены вам в заслугу, легкий путь может доставить вам только кратковременное удовлетворение, легкое выполнение задания. («П.М.», стр. 345)

Фактически чела – это несчастный человек, вступивший на «неизведанный путь», как говорит Кришна, «самый трудный путь».
Вместо того чтобы быть постоянным выразителем воли своего Гуру, он чувствует себя в мире более одиноким, чем те, кто не являются чела, а путь его сопряжен с опасностями, которые устрашили бы многих претендентов, если их описать в истинных красках, так что взамен благосклонного приема Гуру и сдачи вступительного экзамена с перспективой стать бакалавром оккультного искусства под постоянным и дружеским руководством своего Учителя, в действительности он прокладывает себе путь на закрытую территорию и с этого момента должен или бороться и победить – или умереть…(Е.П.Б. «Чела»).

Не вздыхайте по ученичеству, не гонитесь за тем, опасности и лишения чего неизвестны вам. («П.М.М.», стр. 41)
Быть чела, взятым на испытание в качестве послушника, - легко. Стать принятым чела – это значит подвергнуться всем страданиям испытания. Жизнь в ее обычном течении не состоит сплошь из испытаний и психических страданий, жизнь же челы, который добровольно жертвует собой, является длительным жертвоприношением. («П.М.М.»,стр. 225)
С оккультизмом нельзя шутить. Он требует все или ничего. («П.М.», стр. 249)
Тот, кто… вовлекает себя в изучение оккультных наук… «должен или достичь цели или погибнуть. Раз, достаточно продвинувшись на пути к великому Знанию, сомневаться значит рисковать сумасшествием; дойти до мертвой точки, значит упасть; отступить, значить лететь вниз головой в пропасть.» Не бойтесь, если вы искренни… Уверены ли вы в себе в будущем? («П.М.», стр. 66)

Хотя темной и извилистой может показаться вашему западному уму та тропа и те пути, по которым наших кандидатов ведут к Великому Свету, но вы будете первым, кто одобрит эти пути, когда узнаете все. Не судите по видимости. («П.М.», стр. 366)
Поверьте мне, в жизни каждого адепта настает момент, когда лишения, через которые он прошел, награждаются тысячекратно. («П.М.», стр. 75)
Делай, как должно - и будь, что будет
#41594 17.07.08 15:21
Путник, меня текст скорее пугает. Но если учесть, что это написано с век назад, то ничо, может кого и успокоил героическим образом ученика. Тогда это было актуально. Но думать разрешено, это главное.
Хотя Ломборг тоже местами пугает. На то, они и страдания.
__________________________________________________________
Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным.
#41597 17.07.08 15:54
Катерина пишет:
Путник, меня текст скорее пугает.

Что вполне понятно. Никого, например, не вдохновляет мысль о стоматологическом кресле. Но представьте себе (теоретически, т.к. на практике такого не бывает) ситуацию: человек оказался в этом самом кресле, понятия не имея, куда и для чего он попал. (Допустим, анастезию по медицинским показаниям применять нельзя). Что вызовет у него происходящее? Боль, протест, негодование, недоумение - зачем его заставляют так страдать? Но если ему объяснить, что и для чего делается, перенести временные страдания будет намного легче.
Делай, как должно - и будь, что будет
#41600 17.07.08 16:45
Putnik, подборка хорошая. Что такое Ч. и св. уч.?
#41608 17.07.08 20:05
hele пишет:
Что такое Ч. и св. уч.?

Статья Е.П.Б. "Чела и светские ученики". В серии "Белый Лотос" ("Сфера") она есть в книге "Смерть и бессмертие" (1998).
Делай, как должно - и будь, что будет
#41610 17.07.08 20:40
А мы-то думали, это значит "Чертовщина и святые учителя"!
Wit beyond measure is man's greatest treasure!
#41612 17.07.08 20:53
Ziatz пишет:
А мы-то думали, это значит "Чертовщина и святые учителя"!

Не смешно!
Делай, как должно - и будь, что будет
#41616 17.07.08 21:22
Putnik пишет:
Но если ему объяснить, что и для чего делается, перенести временные страдания будет намного легче.

Да, легче. Особенно, когда понимаешь, что я - не белая ворона. Мне раньше иногда казалось, что если я смею думать о каких-то непонятных вещах, то может...это "кукушка" летит. Потом успокоилась, думаю:" Но как летит!"
А когда Ломборг прочла, вообще забыла переживать на эту тему. Страданий стало меньше, поскольку они как часть целого воспринимаются. Любишь кататься.. люби и катайся.
__________________________________________________________
Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным.
#41640 17.07.08 23:36
Денис Борисович пишет:
Наверное, страдания от осознания своего несовершенства при сравнении с идеалом.


Браво, Денис Борисович! Желаю успеха!

Putnik пишет:
в действительности он прокладывает себе путь на закрытую территорию и с этого момента должен или бороться и победить – или умереть…(Е.П.Б. «Чела»).


Отличные цитаты, Путник! А та, что выделена мною - их суть. (мое мнение).

Катерина пишет:
Но думать разрешено, это главное.


Удачи, Катерина!

Спасибо всем, кто ответил. Утешает, что никто не вспомнил о "священных болях" Е.И.Рерих.

Приведу выдержку из ее письма своей ученице, Зиночке Фосдик: "Родная моя Зиночка, только что получили письмо... и вложенную записочку о нездоровье... Очень огорчились, но Великий Владыка успокоил меня, сказав, что это недомогание от напряжения в солнечном сплетении.
При духовном росте это явление обычно и нужно пройти эту ступень.
...При напряжении солнечного сплетения возможны сильные движения в нем, напоминающие вращение, и ощущается как бы морская болезнь, появляется обильная слюна и даже потуги к сухой рвоте, последняя очень мучительна... Припадки эти будут повторяться. У меня они продолжались на протяжении двух, трех лет...
...Родная Зиночка не должна тревожиться, ибо это недомогание доказывает рост духовности, и можно лишь приветствовать эту ступень..."

Это высказывание Е.И.Рерих - один из ответов на мой вопрос.
Хотелось бы узнать ваше мнение. Вы согласны с таким определением?
#41645 17.07.08 23:57
Татьяна пишет:
Утешает, что никто не вспомнил о "священных болях" Е.И.Рерих
Почему Вас это утешает, можно узнать?
#41646 18.07.08 00:06
Djay пишет:
Почему Вас это утешает, можно узнать?

Потому, что это неверно.
Е.П.Б. и Махатмы говорят, что при духовном росте страдания неизбежны, но это - не физические страдания и болезненные ощущения.
#41649 18.07.08 00:12
Татьяна пишет:
Е.П.Б. и Махатмы говорят, что при духовном росте страдания неизбежны, но это - не физические страдания и болезненные ощущения.
Татьяна, в данном случае это говорите Вы, не подтверждая свои слова никакими цитатами.
#41651 18.07.08 00:25 (правка 18.07.08 00:25)
Я приведу цитату.
"Мы всегда говорили, что истинным Адептом, развитым человеком нужно СТАТЬ - его нельзя сделать. Поэтому это процесс связан с ростом через эволюцию, а это неизбежно включает определенные страдания. ...идея роста включает также идею распада, внутренний человек постоянно прорывается через заключающую его оболочку, или оправу, и это разрывание также неизбежно сопровождается страданием, не физическим, но умственным, интеллектуальным."
Е.П.Блаватская "Эликсир жизни" стр. 62.
#41654 18.07.08 00:39 (правка 18.07.08 00:41)
Татьяна :
Я приведу цитату.
"Мы всегда говорили, что истинным Адептом, развитым человеком нужно СТАТЬ - его нельзя сделать. Поэтому это процесс связан с ростом через эволюцию, а это неизбежно включает определенные страдания. ...идея роста включает также идею распада, внутренний человек постоянно прорывается через заключающую его оболочку, или оправу, и это разрывание также неизбежно сопровождается страданием, не физическим, но умственным, интеллектуальным."
Е.П.Блаватская "Эликсир жизни" стр. 62.

Спасибо. Но в данном случае речь шла о расширении сознания, что только подчеркивается указанием на нефизическую природу процесса.
А это вот слова Е.П. из статьи о Теософских Махатмах, где сказано, что страдания могут быть любого рода, и физические в том числе.
Именно поэтому, хотя карма столь постоянно и беспощадно избивала меня, используя моих врагов как свое бессознательное оружие, я и смогла все это выдержать. Я чувствовала уверенность в том, что Учитель не позволил бы мне погибнуть, что Он всегда появился бы в одиннадцатый час, и так оно и было на самом деле. Три раза я была спасена им от смерти; последний раз почти против моей воли; тогда я опять вернулась в этот холодный, греховный мир от любви к Тому, кто научил меня всему, что я знаю, и сделал меня тем, чем я являюсь. Поэтому я совершаю его работу и выполняю его указания, и это дало мне львиную силу для того, чтобы выдержать сокрушительные удары физические, и нравственные, одного из которых было бы достаточно, чтобы погубить любого теософа, если бы он усомнился в могущественной защите.

Думаю, что "Три раза я была спасена им от смерти" сказано не просто так, и что человек, сказавший это испытывал физические страдания, наряду с другими. Но объяснений, какого рода были эти страдания и что их вызывало, нет. Но то, что Блаватская жестоко страдала и физически общеизвестно. Вы можете утверждать, что природа этих страданий не являлась тем, что называется "священные боли"?
#41656 18.07.08 00:45
> Вы можете утверждать, что природа этих страданий не являлась тем, что называется "священные боли"?

Скорей всего — нет.
Все телесные неприятности Блаватской были главным образом следствием одного её безрассудного поступка, когда она ввязалась в военные действия в Италии и была смертельно ранена, фактически — убита.
Только искусством махатм она была возвращена к жизни, но была вынуждена постоянно страдать.

"Священные боли" — частая отговорка тех, кто не очистившись достаточно, начал упражнения энергетического характера.
Ни Будда, ни многочисленные его ученики не переживали ничего подобного. Но такое иногда встречается в христианстве, где система далека от научной.
Wit beyond measure is man's greatest treasure!
#41657 18.07.08 00:53
Djay пишет:
Но в данном случае речь шла о расширении сознания, что только подчеркивается указанием на нефизическую природу процесса.

Почему тогда Е.И. перечисляет физические процессы и боли и называет это признаками духовного роста? А ее Великий Владыка авторитетно подтверждает ее слова? Нет ли здесь противоречия? И кто же, в конце концов прав?

Ведь не бывает двух истин. Или бывает?

Djay пишет:
Думаю, что "Три раза я была спасена им от смерти" сказано не просто так, и что человек, сказавший это испытывал физические страдания, наряду с другими. Но объяснений, какого рода были эти страдания и что их вызывало, нет. Но то, что Блаватская жестоко страдала и физически общеизвестно. Вы можете утверждать, что природа этих страданий не являлась тем, что называется "священные боли"?


Елена Петровна сама сказала, что это - карма. У тех, кто начинает ускоренное развитие карма концентрируется. В случае обычного человека, эта карма была бы распределена на несколько жизней, а в случае ускоренного развития, она проявляется вся сразу. Потому что должна исчерпаться.
#41673 18.07.08 09:20
Татьяна пишет:
Почему тогда Е.И. перечисляет физические процессы и боли и называет это признаками духовного роста? А ее Великий Владыка авторитетно подтверждает ее слова? Нет ли здесь противоречия? И кто же, в конце концов прав?

Ведь не бывает двух истин. Или бывает?


Истина состоит в том, что у ЕИ главное - преданность с ноткой фанатизма. И все воспринималось ею через эту призму.

Все говорят - физическое тело должно быть очищено. И вот человек полгода не ест мяса и начинает энергетические практики. Он не обращает внимания на то, что вымывается то, что он съел ранее 7 лет. Для него эти полгода - достижение, в его глазах - он герой. Упражнения пробудили энергии. Тело не готово - появляются боли. Это все равно как без подготовки в обычном состоянии пойти по горячим углям, а потом удивляться что они обожгли.

Татьяна пишет:
В случае обычного человека, эта карма была бы распределена на несколько жизней, а в случае ускоренного развития, она проявляется вся сразу. Потому что должна исчерпаться.


Ну, не вся и не сразу, иначе человек этот был бы не в состоянии работать. Но, естественно, жизнь вступивших на Путь больше похожа на дествующий вулкан, причем с очень малым временем покоя. И это связано не столько с необходимостью отработки, сколько с наработкой качеств.

Кстати, еще одна глупость, которую многие практикуют - всеми методами пройти и узнать предыдущие воплощения. Если это действительно удается и карма этих воплощений не была исчерпана - начинается ее отработка. Представьте что будет происходить с этим любопытным, если была прочитана не одна жизнь. Поэтому есть мудрая пословица - "поспешай медленно".
#41674 18.07.08 09:29 (правка 18.07.08 09:33)
Ziatz пишет:
Все телесные неприятности Блаватской были главным образом следствием одного её безрассудного поступка, когда она ввязалась в военные действия в Италии и была смертельно ранена, фактически — убита.
Только искусством махатм она была возвращена к жизни, но была вынуждена постоянно страдать.

"Священные боли" — частая отговорка тех, кто не очистившись достаточно, начал упражнения энергетического характера.
Ни Будда, ни многочисленные его ученики не переживали ничего подобного. Но такое иногда встречается в христианстве, где система далека от научной.

О Блаватской Вы рассуждаете слишком утвердительно. Я перечитала достаточно материала о ее жизни, но подобной категоричности заявлений не встречала даже в словах ее близких. И в данном случае это только Ваши утверждения, ничем не подтверждаемые.

"Научная система" может просто не разглашалась профанам. Но почему тогда в перечне необходимых качеств чела стояло "совершенное здоровье"?
Хотя этот пункт, по указаным комментариям мог иногда быть немного менее строг? Для чего нужно было принятым ученикам такое крепкое здоровье, если никаких физических испытаний не предполагалось?
Из главы "Законы Упассаны" книги IV Киу-те мы узнаем, что Чела должен обладать следующими качествами:
1. Совершенным физическим здоровьем;
2. Абсолютной нравственной и физической чистотой;
3. Неэгоистичностью своих целей; всеобщим милосердием; жадностью ко всем одушевленным существам;
4. Правдивостью и непреклонной верой в закон Кармы, верой, не зависящей от какой-либо силы, которая могла бы на него повлиять: закон, действию которого не может помешать никакая иная сила, и который не может быть изменен молитвой или какой-нибудь экзотерической церемонией;
5. Смелость, бесстрашная в любой опасной ситуации, даже под угрозой смерти;
6. Интуитивное восприятие любого существа как проявление Авалокитешвары или Божественного Атмана (Духа);
7. Спокойная незаинтересованность, но в то же время высокая оценка всего, что составляет наш объективный и преходящий мир, в его отношении к невидимым областям.
Таковы, по меньшей мере, должны быть требования к тому, кто стремится к совершенному ученичеству. За единственным исключением первого пункта, который в принципе, хотя и очень редко, мог быть модифицирован, все остальные должны были выполняться неукоснительно, и все они, в большей или меньшей степени, должны были быть развиты во внутренней природе Челы БЕЗ ЧЬЕЙ-ЛИБО ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ, прежде чем он действительно мог быть подвергнут испытаниям.
#41675 18.07.08 09:52
Татьяна пишет:
...При напряжении солнечного сплетения возможны сильные движения в нем, напоминающие вращение

Татьяна пишет:
Хотелось бы узнать ваше мнение. Вы согласны с таким определением?


У меня бывают следующие физические ощущения. Если вдруг я испытываю несколько подзабытое чувство злости или вины, то там где солнечное сплетение (именно в этом нервном узле, а не в органах) появляется боль, горение, кручение какое-то. Пренеприятнейшая физическая боль, которая убирается мысленной концентрацией на верхних чакрах. Это никак не связано с практиками, с состоянием здоровья. Это связано только с эмоциональной спонтанной реакцией.
Я думаю, что может быть об этом речь в цитате. Не считаю это "священными болями". Скорее наоборот, это "регрессирующие боли". Можно не допускать этих эмоций вообще, если уж решено было, а если допускаются, то вот такая ерунда.
При этом те мысленные усилия, которые прилагаются для перенесения внимания с солнечного сплетения наверх тоже болезненны. Такое чувство (не физическое) что отрава какая-то, морально противно.
__________________________________________________________
Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным.
#41676 18.07.08 10:08
elisabet пишет:
Но, естественно, жизнь вступивших на Путь больше похожа на дествующий вулкан, причем с очень малым временем покоя. И это связано не столько с необходимостью отработки, сколько с наработкой качеств.

Подумала, о сказанном elisabet и решила еще добавить, что название "священные боли" совершенно не обязательно трактовать, как боли, которые каким-то образом делают из человека святого. Думаю, что этот термин скорей можно отнести к некоторым физическим аспектам прохождения духовного пути. И не обязатель что в "ненаучном" порядке, как высказал Ziatz. Карма предоставляет человеку именно те жизненные условия, которые служат оптимальным способом для развития его духа. В некотором смысле обойти намеченый кармой путь невозможно, если духовно продвигающийся рожден в соответствующих условиях он будет испытывать именно то, что ему положено его кармой. Говорить в данном смысле о "ненаучном" подходе христиан - не совсем корректно, с этической точки зрения. Я так думаю.