Портал Теософического Сообщества

Вы просматриваете архив Портала теософического сообщества. Новые обсуждения здесь не ведутся.
#673 24.12.05 15:59
теософия и теософское общество - FAQ пишет:
Буквально "махатма" значит просто "великая душа". По происхождению своему они такие же люди, как и мы, но несколько дальше продвинувшиеся в эволюции. Они прошли через весь человеческий опыт и поэтому больше не нуждаются в повторных воплощениях... Есть и многочисленные свидетельства людей, видевших махатм

Давайте реально подумаем, какие у нас есть факты (и прямые и косвенные), говорящие за существование Махатм? Итак, мне кажется, первое - это логика. Ведь глупо предполагать, что на протяжение всей истории все эзотерические движения просто валяли дурака... да и есть конкретные свидетельства (описания путешественников и т.д.), говорящие о существовании неких Мудрецов, Учителей на Востоке. Так, лично мне кажется, что вполне разумно считать Блаватскую ученицей одного из таких Мудрецов - с учетом того, что она нигде никогда не училась ни академической науке, ни философии (т.е. официально) и т.д... начнем пока с этого. Позже я планирую выложить прекрасную подборку, какая есть у Сильвии Крэнстон (вплоть до независимых свидетельств), так нам будет все это легче оценить и сделать соответствующие выводы. Выкладывайте и другие свидетельства, какими располагаете...
многие люди смеются над идеей о существовании Махатм, но лично я не вижу в этом ничего сверхъестественного, потому и хотелось бы как-то упорядочить всю инфу, которая у нас есть. Просто то, что написано в FAQ вряд ли можно считать серьезным аргументом, если не ЗА существование Махатм, то даже и не ЗА логичность этой гипотезы. Не секрет, наверное, что многие атеисты и христиане считают по этой причине теософов дураками... а последней каплей для меня стало выступление какого-то умника по каналу Культура, который в язвительном тоне, говоря о Востоке, сказал, что "это там, где всякие Махатмы".
Собираем инфу!
"Познавший сущность стал выше печали" (Шри Шанкарачарья)
#120395 17.10.10 11:11
Sergey_Voody пишет:
Собираем инфу!

Здравствуйте.
Почему не развивается такая интересная тема?
#120397 17.10.10 11:36
Денис Борисович пишет:
Почему не развивается такая интересная тема?

Потому что она довольно сложная, а также потому, что вряд ли можно сказать что-то более определённое, кроме как верю/не верю.
Я, например, считаю, что махатмы есть. Но в эзотерической культуре, которая сложилась в современном мире, они слишком мистифицированы и представлены слишком фантастично. Они представлены недосягаемыми надзирателями над человечеством, интеркосмическими божествами, в чьей власти буквально всё что угодно! Это глупые фентезийные сказки.
Махатмы есть, но это просто обычные люди, которые достигли просветления. Они живут в восточных монастырях и любых других местах. И в реальности они не так уж недосягаемы и не так уж божественны. Они мудры, да. Но они не имеют вообще ничего общего с теми сказками, которые о них рассказывал Кастанеда, Рерихи с их выдуманной Шамбалой, Бейли с её записями под диктовку каких-то недосягаемых истин... частично и Блаватская - из уважения к этим добрым людям - преувеличила их всемогущество и мистифицировала весь вопрос в целом...
Plus la raison fait des progrès, plus le fanatisme grince des dents (Voltaire)
#120398 17.10.10 11:38
Вероятно, мало кто здесь сомневается в их существовании)
Смею предположить, и такое мнение я сам где-то уже слышал, что Махатмы/Белое Братство специально создают такие условия, чтобы о факте их существования не было доподлинно известно. Тем более широкому кругу общественности.
AMOR VINCIT OMNIA
#120399 17.10.10 11:40 (правка 17.10.10 12:24)
Virgo пишет:
Белое Братство специально создают такие условия, чтобы о факте их существования не было доподлинно известно

Видимо, в нашем веке они набрали неучей агентов 007. Чё-то их политика скрытности почти провалена...
Как сказал Шарль Пегви, Tout commence en mystique et finit en politique - Всё начинается мистикой и заканчивается политикой...
Plus la raison fait des progrès, plus le fanatisme grince des dents (Voltaire)
#120400 17.10.10 12:33
Dharmaatmaa пишет:
Видимо, в нашем веке они набрали неучей агентов 007. Чё-то их политика скрытности почти провалена

Вы так считаете? Разве сегодня их кто-то воспринимает всерьез? По-моему в сознании общества они столь же мифичны, как и розенкрейцеры прошлого.
AMOR VINCIT OMNIA
#120401 17.10.10 12:34 (правка 17.10.10 12:35)
В контексте этой темы интересно прочесть статью в Википедии (Блаватская Елена Петровна) , а именно - пункты 3.1.1. и 3.1.2.
Всего немного текста - прошу не полениться, прочесть.
#120402 17.10.10 12:47 (правка 17.10.10 12:53)
Virgo пишет:
Вы так считаете? Разве сегодня их кто-то воспринимает всерьез?

Требовать от общества, чтобы оно поверило в чепуху про кастанедовских махатм, которые занимаюся самовозгоранием, или в бейливских чёрт-знает-что - это заведомо провалившаяся затея. Нет, не выдуманных, не выношенных эзотерической культурой махатм нужно обществу. Им не нужны тайные ордена, секретные знания... Понимаете? Им нужно нечто более рациональное. А эзотерическая культура, она всегда будет в этом псевдонаучном тупике, если не отойдёт от романтизма.
В мире есть махатмы, и они не прячутся. Они колесят по миру, дают лекции и общаются с людьми. Это и Далай-лама, и Намхай Норбу, и др, это был Ауробиндо... Я не буду перечислять горы имён. Просто главное - проснуться от фентезийного сна и смотреть на вещи более реалистично. Те учения, те практики, которые они предлагают, ничуть не уступают учениям, данным "махатмами теософии". Я считаю, что теософы не должны мерить мир по своим меркам - это от махатм (в ТД или ПМ, например), значит верно, а это от Тендзина Вангьяла - значит чушь полнейшая...
А теперь махатмы пробрались и на Запад. Там основан Интегральный институт, который занимается проблемами высшей психической деятельности, изучает изменения в мозге, которые следуют от различных видов медитаций, приглашают знаменитых йогинов для экспериментов, изучабт недвойственность. Сам Кен Уилбер, со-основатель института, является продвинувшимся практиком дзогчен, его сознание не прерывается ни днём, ни ночью... Причём самое главное, что это всё не преподносится как нечто сектансткое. Уилбер не говорит: "Не буду хвалиться, но я связан с тайной Иерархией, которую никто не видел, потому что она прячется!" Он не объявляет себя божеством, не злоупотребляет доверчивостью людей... Он занимается просто наукой - c'est tout.
Вот это настоящий Теософ и настоящая Теософия!
Plus la raison fait des progrès, plus le fanatisme grince des dents (Voltaire)
#120403 17.10.10 12:55 (правка 17.10.10 13:28)
Я предпочитаю видеть теософию как квинтэссенцию человеческой религиозной мысли, как учение об законах ее эволюции. Что-то наподобие религиоведения с попыткой выделить общие законы развития религий на планете.
Как Вы видите, в таком видении теософии вопрос о существовании махатм носит второстепенный характер.
В принципе, здесь таже теософия, как, например, в приводимом мною в одной из тем форума курсе лекций профессора, д.и.н. Андрея Борисовича Зубова "История религий". Поиск общих оснований и генеральной линии развития религиозной мысли человечества, основанный на исторических фактах, без слепой веры.

Dharmaatmaa пишет:
В мире есть махатмы, и они не прячутся. Они колесят по миру, дают лекции и общаются с людьми. Это и Далай-лама, и Намхай Норбу, и др, это был Ауробиндо...

Of course. Я бы сюда добавил и представителей близкой к нам, нашему менталитету и географически, the Chalcedonian Orthodox tradition, а также и другие направления западной религиозной мысли. Все-таки, не стоит думать только об Индии. Если серьезно изучать их культуру, надо интегрировать свое сознание в их культурную среду еще с детства, а сейчас уже поздновато (мне, по крайней мере).
Иногда столкновения западной и восточной ментальности дают искажения некоторых понятий, а, следовательно, и искажение путей духовного развития отдельных индивидуумов. К примеру - западный человек понимает реинкарнацию не так, как понимается перерождение, например, в буддизме. Отсюда и далеко идущие неправильные выводы, сектантство, и т.д. Вобщем, "Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя" (Прит.5:15).
#120449 17.10.10 15:09 (правка 17.10.10 15:11)
Dharmaatmaa пишет:
Требовать от общества, чтобы оно поверило в чепуху про кастанедовских махатм, которые занимаюся самовозгоранием, или в бейливских чёрт-знает-что - это заведомо провалившаяся затея. Нет, не выдуманных, не выношенных эзотерической культурой махатм нужно обществу. Им не нужны тайные ордена, секретные знания... Понимаете? Им нужно нечто более рациональное. А эзотерическая культура, она всегда будет в этом псевдонаучном тупике, если не отойдёт от романтизма.

Рационализм, бесспорно, не будет лишним. Но я все же думаю, что надо делать скидку, принимая разницу между тем временем и временем сегодняшним, с сегодняшним обществом. В то время не было такого бума информации, не было такого доступа к ней. Сейчас же прогрес ускорился, темп жизни тоже, все стало еще более прагматично. Истории о восточных Махатмах с загадочных Гималаев не могли восприниматься на Западе без такого романтического налета. И этот налет сохранился, дойдя и до нас. И именно эта туманность и загадочность отталкивает сегодня "серьезных исследователей" от доктрин Блаватской и привлекает, признюсь, таких романтиков как я Плюс к этому, я считаю, что раньше такой незаурядной и экцентричной личности как ЕПБ было легче проявиться и развернуть, так сказать, деятельность. А вот появись она сегодня, сумела бы она привлечь к себе такое внимание и заявить о своих идеях на весь мир? Скорее всего нет. Так что, я думаю, что не в махатмах дело, а во времени.
AMOR VINCIT OMNIA
#120470 17.10.10 18:16 (правка 17.10.10 18:19)
Dharmaatmaa пишет:
Это и Далай-лама, и Намхай Норбу, и др, это был Ауробиндо...


солидарен. Но лично бы я не стал упоминать такую особенную личность как Ауробиндо в этом списке. А также Ошо и некоторых других выдающихся личностей. Судя по всему они просветленные мастера - или подобные им личности, например Ауробиндо, Ошо или Кришнамурти и некоторые другие, тем не менее это неоднозначные личности, они находятся как мне кажется в отрыве от Традиции, в них много как оригинальности, сумасбродства, остроты и т.д. Это может в значительной степени смущать дух изыскующих и тем создавать для них проблему, когда второстепенное (особенности необычных мастеров) может показаться более важным, чем то что на самом деле является действительно важным.

поэтому более бы рекомендовал классических индусских мастеров крийя-йоги, или учителей йоги связанных с выдающимися классическими индусскими линиями саньясы, и в особенности Шанкарачария.

что касается тибетских мастеров - то быть очень осторожным. Есть много высоко саттвических линий в тибетстком буддизме - практически вся гелукпа во главе с ЕС Далай Ламой, есть много других высокосатвических линий, например Патрул Римпоче, или Чоки Нима Римпоче. Один из выдающихся наших Кармап выступил резко и принципиально против спиртного и т.д. это лучшие варианты.

что касается Намхай Норбу Римпоче - это не однозначно и не просто. Это безусловно мастер фантастической реализации. Но очень легко скатиться по нисподающей - спиртное, не уделять внимание нравственности и воспитание характера, а подменить это надеждою на фантастические способности мастера, и при этом даже внешне будет бросаться грубость характера и отсутствие понимания важности духовной работы над собою (освобождаться от кармических привязанностей - еда, спиртное, секс -- именно здесь проявляются в особенности привязанности и т.д.) Многие из последователей Дзогчена не уделяют этого первостепенного значения, а нередко и вовсе никакого -- внешне они выглядят как обычные мирские люди, а по моему и мне кажется: и является таковыми. Так что я бы советовал быть осторожными с такими учениями как Дзогчен, ибо там предполагают слишком много свободы, а ученики сами по себе часто не отличаются мудростью, и правильной духовной направленностью.

итого мой совет: начинать в любом случае с классики, и мой совет - с индуизма: Рамакришна - Вивекананда - Йогананда и по наше время.

а дальше после получения как бы классического йогического образования, можно направиться куда угодно, и даже в Дзогчен

мир вам
Просветления и Реализации Вам!
#120496 17.10.10 21:10
Virgo пишет:
Так что, я думаю, что не в махатмах дело, а во времени.

Но ведь махатмы сейчас, в наши дни позиционируются теософами, рериховцами и другими как нечто супер-пупер недосягаемое... Это происходит здесь и сейчас! Это заблуждение пронизывает всю эзотерическую культуру. Скидки на эпоху недостаточно.
А в остальном согласен.
Aлександр Глушко пишет:
Но очень легко скатиться по нисподающей - спиртное, не уделять внимание нравственности и воспитание характера, а подменить это надеждою на фантастические способности мастера, и при этом даже внешне будет бросаться грубость характера и отсутствие понимания важности духовной работы над собою (освобождаться от кармических привязанностей - еда, спиртное, секс -- именно здесь проявляются в особенности привязанности и т.д.) Многие из последователей Дзогчена не уделяют этого первостепенного значения, а нередко и вовсе никакого -- внешне они выглядят как обычные мирские люди, а по моему и мне кажется: и является таковыми. Так что я бы советовал быть осторожными с такими учениями как Дзогчен, ибо там предполагают слишком много свободы

Я уже говорил, что сам следую Дзогчен. Я не считаю этот путь аморальным. Это из-за недопонимания его сути. Примерно так же обвиняется и буддизм, что он учит разрушению, что это ужасная доктрина (мне недавно в рассылке даже прислали статью об этом, в которой упоминается, что непонимание Пустотности обычно возникает у людей, не практиковавших махаяну). Здесь дело в практике. Ведь когда человек постигает психическую природу реальности, её сансарическую природы, когда он постигает пустоту всех иллюзорных привязанностей, то именно тогда он теряет привязанность к греху автоматически. На наставлениях Сутры (воздержание от убийства, секса, спиртного) в Дзогчен'е не принято заострять внимание потому, что эти проблемы сами собой отпадут при достижении стабильной осознанности, осознанности пустоты феноменов. Когда человек постигает, что реален только лишь Субъект, то все формы становятся второстепенными. Поэтому среди практикующих Дзогчен мало безнравственных людей с большим количеством пороков. Это в основном новички-практики.
Тем более, что Дзогчен и не преследует цели дрессировать кого-то. Сексуальность, например, это естественное природное выражение телесной природы. Это от природы. От этого не надо избавляться. Это естественная функция. Единственная опасность - слишком сильная привязанность к нему. Но она сама отпадает, как я уже сказал.
Plus la raison fait des progrès, plus le fanatisme grince des dents (Voltaire)
#120500 17.10.10 21:24 (правка 17.10.10 21:24)
Dharmaatmaa пишет:
в Дзогчен'е не принято заострять внимание потому, что эти проблемы сами собой отпадут при достижении стабильной осознанности, осознанности пустоты феноменов


ну конечно сами

Dharmaatmaa пишет:
Сексуальность, например, это естественное природное выражение телесной природы. Это от природы. От этого не надо избавляться.


ну конечно, не надо избавляться

***

извините, это уже не вам а другим людям.

вот я и говорил, лучше начинать не с Дзогчена

мир вам
Просветления и Реализации Вам!
#120506 17.10.10 21:54
Aлександр Глушко пишет:
Dharmaatmaa пишет:
Сексуальность, например, это естественное природное выражение телесной природы. Это от природы. От этого не надо избавляться.

ну конечно, не надо избавляться

Ну а вы как считаете, Александр? Правильнее будет комплексы плодить? Я имею в виду, знаком я с ребятами, которые очень религиозны. Православные. Так вот, у православия этика и такой вот аскетизм, который вы предлагаете как правильный, очень развиты. И я точно знаю, что даже когда они замечают в себе любые признаки сексуальности, то тут же поминают чёрта. Растут комплексы, страхи, мысли a la "я грешен, что же делать?!" Лишнее беспокойство. В конце концов, у них не сложится семейная жизнь, т.к. - извините за подробности - миссионерская поза приестся...
Всё дело в том (об этом говорил Фрейд), что подавление в себе естественного очень вредно и без последствий не бывает! Другое дело, правильное отношение к своей природе. Дзогчен учит не подавлению и не борьбе, а правильному пониманию реальности. Он помогает раскрыть свой потенциал, а не подавлять те его проявления, которые в данный момент чел считает неправильными...
Plus la raison fait des progrès, plus le fanatisme grince des dents (Voltaire)
#120510 17.10.10 22:12 (правка 17.10.10 22:21)
Dharmaatmaa пишет:
Дзогчен учит не подавлению и не борьбе, а правильному пониманию реальности. Он помогает раскрыть свой потенциал, а не подавлять те его проявления, которые в данный момент чел считает неправильными...


ничего не имею против. Просто не вижу разницы, когда в любой из религий люди говорят штампы, за которыми нет смысла. кто то с самодовольным и счастливым видом говорит: самое важное это "единобожие". Кто то другой говорит что-то другое - так же по сути слова без контекста и без смысла. Повторяет их как мантры, и счастлив человек.

обратите внимание: я не собираюсь вас критиковать - вы возможно другой. А вот я как раз в отличие от вас обременен многими грехами, да и просто глуп - не буду скрывать. Ну зачем скрывать, если правда

дело в другом:

везде и в йоге, и в классическом буддизме и в дзогчене в первую очередь призывают к ОСОЗНАННОСТИ. Т.е. не важно то что я скажу вам, или вы скажите мне. Просто надо быть честным перед самим собою, и не быть глупым (хотя в очевидных случаях).

Суть человеческих проблем - в привязанности. И само не рассосется. Просветленный человек - ЭТО СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК! - свободный от привязанностей (а также от глупостей и тому подобному).

Вам как ЧЕЛОВЕКУ от природы нет необходимости повторять слова и учения того или иного мастера. Подумайте сами. И если будете честны перед собою и настойчивы, то бишь серьезны - то и ясность будет. Медитация для этого полезна.

У меня лично невысокое мнение об учениках - дзогченовцах, - в целом. А отдельные очень серьезные практики конечно там есть и их не мало. Но в целом -- уровень невысокий среди общего состава. Близко общаюсь,и многих знаю и достаточно долго варился, и уважаю Римпоче, исключительно уважаю. Извините за мнение Но надо и свою голову иметь на плечах. Если Результат интересует

мир вам
Просветления и Реализации Вам!
#120515 17.10.10 22:38
Aлександр Глушко пишет:
У меня лично невысокое мнение об учениках - дзогченовцах, - в целом.

Человек человеку - рознь. У каждого "дзогченовца" есть более-менее своё понимание Учения. Возможно, мне повезло, т.к. до Дзогчена я уже знал много всяких концепций... Это всё индивидуально, вот и всё.
Plus la raison fait des progrès, plus le fanatisme grince des dents (Voltaire)
#120613 18.10.10 16:37
Я думаю, от обсуждения Дзогчен лучше бы в теме про Учителей отойти. Тем более, что эта тема сама по себе сложная.
Aлександр Глушко пишет:
Но лично бы я не стал упоминать такую особенную личность как Ауробиндо в этом списке.

Мне передали некоторое время назад интересные материалы о взглядах Ауробинду на теософских учителей. Я думаю, там есть что обсудить Тем более это важно, поскольку последнее время догматизм теософии блистает всё ярче. Я имею в виду Беседы Ауробиндо с Павитрой о теософии и Учителях.
На нашем Портале подразумевается, что их всегда хвалят и относятся к ним положительно. Тем не менее, наверно, нужно отличать махатм вообще (просто святых людей) от махатм эзотеричесокй культуры (полумистических всемогущих существ).
Plus la raison fait des progrès, plus le fanatisme grince des dents (Voltaire)
#176537 20.10.11 23:42
ПИСЬМА МАХАТМЫ
Перевод ИСКАНДЕР ХАНУМ
Нью-Йорк–Париж–Рига–Берлин. 1925
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Эти письма, переходя через третьи руки, конечно, носят на себе последствия не только переписчиков, но и времени. Тем более, как и указывается в самих письмах, некоторые технические выражения не поддаются точному переводу. Но тем не менее, даже в этих фрагментах остается вся основа Учения, во всей его Красоте, мужественности и беспредрассудочности и дает прямой мост к грядущей эволюции человечества.
В подготовлении современной мировой эволюции выявлено Учение Великих Махатм Индии.
Из приводимых писем Махатм (1880-1884) видна сущность этого Учения.
Смелость изучения мира должна быть близка каждому молодому сердцу. Помочь и одушевить эти рассеянные сердца составляет задачу наших изданий.
«Чаша Востока» содержит сущность всех верований и познаний. Не случайно идущие обращаются к Востоку.
Я говорю вам откровенно, вы не способны учиться, ибо ум ваш слишком наполнен и нет ни одного свободного угла, откуда первоначальный жилец его не вылез бы и не начал выгонять нового пришельца. Потому я не исчезаю, но даю вам время поразмыслить и сделать вывод, а главное хорошо усвоить данное вам ранее, прежде нежели вы ухватите что-либо другое.

Мир силы есть мир Оккультизма и единственный, куда высочайшие Адепты погружаются для исследования тайн бытия. Следовательно, никто кроме этих посвященных не может знать что-либо об этих тайнах. Руководимый своим Гуру (Учителем) – ученик прежде всего открывает этот мир, затем его законы, затем их центробежную эволюцию в мир материи. Чтоб сделаться совершенным Адептом, берет долгие годы, но наконец он делается властелином. Скрытое становится явным, тайна и чудо исчезли навсегда. Он видит, как направить силу в том или другом направлении, чтоб произвести желательные следствия. Тайные, химические, электрические или одические свойства растений, трав, кореньев, минералов, животной ткани так же обыкновенны для него, как перья ваших птиц для вас. Ни одно изменение в эфирных вибрациях не может ускользнуть от него. Он прикладывает свое знание и являет чудо! И он, который начал, отвергая всякую мысль о возможности чуда, тотчас же причислен к чудотворцам и либо почитаем глупцами, как полубог, либо отвергаем еще большими глупцами, как шарлатан! Чтоб показать вам, какова точность такой науки, как оккультизм, дайте мне сказать вам, что способы, которыми мы пользуемся, все изложены для нас до мельчайших подробностей в своде уложений, в кодексе, столь же старом, как и человечество, но каждый из нас должен начать с начала, а не с конца. Наши законы так же неизменны, как и законы Природы, и они были известны человеку и вечности прежде, нежели надменный боевой петух – современная наука, вылупился из яйца. Если я не дал вам modus operandi или не начал с ложного конца, по крайней мере, я показал вам, что мы строим нашу философию на опыте и выводе.

Учите прежде всего наши законы и воспитывайте ваши чувствования. Овладевайте вашими непроизвольными силами и развивайте в правильном направлении вашу волю и вы сделаетесь Учителем из ученика. Я не откажу дать то, на что Я имею право.
V
(20-II-1881)

«Непосредственное сообщение» со Мною (о котором вы пишете в вашей дополнительной записке) и ту «огромную пользу», которую оно принесло бы «самой книге», если бы на это было дано «соизволение», – конечно было бы даровано тот час же, если бы это зависело только от Меня. Хотя часто неразумно повторять самого себя, все же я так хочу, чтоб вы поняли неисполнимость такого соглашения, если бы даже на это было дано соизволение Наших Старших, что я позволю себе вернуться к краткому просмотру уже изложенных принципов.

Я должен сказать вам, что установка «непосредственного сообщения» была бы возможна, лишь при следующих условиях: (1) Встретиться в наших физических телах: я будучи где я сейчас, а вы в вашем доме, это является материальным препятствием для меня. (2) Нам обоим встретиться в наших астральных формах, что потребует вашего выхода из физического тела, так же как и оставления мною моего. Духовное препятствие для этого существует с вашей стороны. (3) Возможность слышать мой голос внутри или вблизи вас. Это было бы возможным одним из двух способов: (a) Если бы наши Старшие дали мне разрешение установить необходимые для этого условия, но это в настоящее время они отклоняют, или (b) вам слышать мой естественный голос без всякой психофизиологической tamasha, употребленный с моей стороны (как мы часто делаем между собою). Но для того, чтоб сделать это, не только нужно, чтоб духовные центры были ненормально раскрыты, но сам человек должен овладеть великою тайною, еще не открытою наукою – упразднения, так сказать, всех препятствий пространства: нейтрализовать на это время естественные препятствия посредствующих частиц воздуха и заставить волны ударить в ваше ухо отраженными звуками – эхо.
VII
(8-VII-1881)
Адептам, воплощенным духам, воспрещается нашими мудрыми и непреступаемыми законами полностью подчинить себе другую более слабую волю – волю свободорожденного человека. Последний способ действий есть наилюбимейший метод, к которому прибегают «Братья Тьмы», колдуны, элементарные призраки, и как редчайшее исключение, употребляется Высочайшими Планетными Духами, теми, которые не могут более заблуждаться. Но это случается на земле лишь при основании каждого нового человеческого рода; при соединении и при заключении двух концов большого цикла. И они остаются с человеком не более необходимого времени для того, чтоб вечные Истины, которым учат, могли бы настолько сильно запечатлеться на пластичном уме новых рас, чтоб уберечь их от возможности быть утраченными или преданными окончательному забвению в последующие века отдаленным потомством. Миссия планетного Духа лишь явить основной тон Истины. И как только Он направил вибрацию эту для непрерывного следования своему течению, вдоль цепи этой расы и до конца цикла – обитатели высочайших, населенных сфер исчезают с поверхности нашей планеты до следующего «воскрешения во плоти». Вибрации Первичной Истины есть то, что ваши философы называют «врожденными идеями».

На ваш вопрос, мог ли Планетный Дух быть человеком – я прежде всего скажу, что не может быть такого Планетного Духа, который не был бы когда-либо материальным или, что вы называете, человеком. Когда Наш великий Будда – Покровитель всех Адептов, преобразователь и учредитель законов оккультной системы, достиг сначала Нирваны на земле, он стал «Планетным Духом», – Его Дух, в одно и то же время, мог носиться в полном сознании в межзвездном пространстве и находиться по желанию в его собственном физическом теле. Ибо божественное Я настолько совершенно освободилось от материи, что оно могло по желанию создавать себе внутреннего заместителя и оставлять его в человеческой оболочке днями, неделями, иногда годами, не повреждая, ни в каком смысле, этою заменою ни жизненный принцип, ни физический ум своего тела. К слову сказать, это есть высочайшая степень достижения Адепта, на которую человек может надеяться на нашей планете. Но это так же редко, как и сами Будды. Последний Khobiligan, который достиг этого, был – Tsong-Ka-Pa из Коконора (XIV столетия), обновитель эзотерического так же, как и простонародного Ламаизма. Многие «пробиваются через скорлупу яйца», но малочисленны те, кто раз вне ее, способны сознательно действовать своей Sharira Namastaka, совершенно выделенной из тела.

Сознательная жизнь в духе так же трудна, как плавание для некоторых тел. Хотя человеческое строение по своему объему легче воды и каждый человек рождается с этою способностью, но так мало кто развивает в себе способность ступать по воде, что смерть от утопления наиболее частая случайность. Планетный Дух (подобный Будде) может по желанию переходить в другие тела более или менее лучистой материи – населяющие другие области Вселенной. Существует много других состояний и степеней, но нет отдельного и вечно установленного класса Планетных Духов.

Вы правы: «каждый алмаз, каждый кристалл, каждое растение и звезда имеют свою индивидуальную душу, не говоря уже о человеке и животном» – и «существует иерархия душ от самых низких форм материи вверх до Мира духа». Но вы ошибаетесь, прибавляя к указанному утверждению, что дух ушедших поддерживает непосредственные психические сообщения с душами, еще связанными с телом – они этого не делают. Взаимное положение обитаемых миров в Нашей Солнечной Системе уже одно исключало бы эту возможность. Ибо я надеюсь, что вы отказались от забавной идеи – естественный результат раннего Христианского воспитания, что могут быть человеческие разумы, обитающие чисто духовные сферы? Вы тогда так же легко поймете заблуждение христиан, которые собрались сжигать нематериальное в материальном физическом аду, как и ошибку более образованных спиритуалистов, которые убаюкивают себя мыслью, что кто-то другой, а не обитатели двух миров, непосредственно соединенных с нашим, могут сообщаться с ними. Как бы ни были бестелесны и очищены от грубой материи, все же чистые Духи подвержены физическим и мировым законам материи. Они не могут, если бы даже они заткали пропасть, которая разделяет их миры от нашего. Они могут быть посещаемы в духе, их дух не может спуститься и достичь нас. Они притягивают, но они не могут быть притягиваемы – их духовная полярность будет непреодолимым препятствием на пути.
Раз уже начато говорить об этом предмете – то постараюсь объяснить вам еще яснее, в чем заключается эта невозможность. И таким образом, вы получите ответ относительно Планетных Духов и о духах спиритических сеансов.

Цикл разумных существований начинается с высочайших миров или планет – термин «высочайший» означает здесь наиболее духовно совершенные. Эволюционируя из космической материи, которая есть Akasa – первичный, не вторичный пластичный посредник, или же Эфир науки, инстинктивно подозреваемый, но недоказанный, как многое остальное – человек прежде всего эволюционирует из этой материи в ее наиболее возвышенном состоянии, появляясь на пороге Вечности, как совершенно лучистая – не Духовная Сущность – скажем – Планетный Дух. Он лишь одной чертой отделен от общей Духовной, Мировой Субстанции – Anima Mundi – греков или от того, что человечество в своем духовном вырождении унизило до мифического, личного Бога. Следовательно, в этой стадии Дух-человек, в лучшем случае, есть действующая сила, неизменная, потому не мыслящий Принцип (термин «неизменная» опять употреблен здесь, чтоб означить это состояние для настоящего времени, неизменяемость приложима здесь только ко внутреннему принципу, который претворится и растворится, как только крупица материи в нем начнет свою цикловую работу Эволюции и превращений). В его последующих нисхождениях и пропорционально увеличению материи он будет более и более выявлять свою деятельность.

Теперь – скопление звезд миров (включая нашу планету), населенных разумными существами, может быть уподоблено орбите или скорее эпициклоиду, образуемому из колец наподобие цепи – миров, сцепленных между собою, сумма которых представляет воображаемое, бесконечное кольцо или круг. Прогресс человека через весь этот круг, от его начальной и до конечной точки, встречающихся в высочайшей точке окружности, есть то, что мы называем Maha Yuga или Великий Цикл, Kuklos, голова которого теряется в венце Абсолютного Духа, нижняя же точка окружности находится в абсолютной материи – точке прекращения деятельности активного принципа. Если, употребляя более знакомое определение, мы назовем Великий Цикл – Макрокосмосом, а его составные части, или связанные между собою звездные миры, микрокосмосами, то смысл, придаваемый оккультистами, представляя каждый из последних, как совершенную копию первого, становится очевидным. Большой является Прототипом меньших циклов: и как таковой, каждый звездный мир будет иметь в свою очередь свой цикл эволюции, который начинает с более чистого и кончает более плотной, или материальной, природою. По мере их нисхождения, каждый мир является более и более теневым, становясь у противоположной точки абсолютной материей. Движимый непреодолимым цикловым импульсом, Планетный Дух должен спуститься прежде, чем он сможет снова подняться. В своем пути он должен пройти всю лестницу эволюции, не пропуская ни одной ступени, останавливаясь на каждом звездном мире, как бы на станциях; и кроме неизбежного цикла нашего, и каждого соответствующего звездного мира, он должен выполнить на них так же свой собственный цикл «жизни» – возвращаясь и воплощаясь столько раз, сколько раз он был неуспешен в завершении здесь круга своих жизней, ибо он умирает, не достигнув века Разума. После круговращения – так сказать – по дуге цикла, вращаясь вне и внутри его (ежедневное и годовое вращение земли не дурная иллюстрация), когда Дух человека достигает нашей планеты, которая является одной из нижайших, потеряв на каждой остановке часть эфирной и приобретя усиление материальной природы, дух и материя становятся приблизительно уравновешенными в нем. Но тут ему нужно выполнить земной цикл: и подобно тому, как в нисходящем процессе инволюции и эволюции материя всегда стремится заглушить дух, когда достигается низшая точка его странствований, то однажды чистый Планетный Дух сведен к тому, что наука соглашается называть примитивным или первобытным человеком, посреди такой же первобытной природы, говоря геологически, ибо физическая природа идет в уровень с физиологическим, так же как и с духовным человеком в своем цикловом беге. В этой точке великий Закон начинает свою работу отбора. Материя, найденная совершенно разобщенной с духом, отбрасывается в еще более низшие миры – «в шестые Врата» или путь «перерождения» растительного и минерального мира, также и примитивных животных форм. Отсюда материя, переработанная в лаборатории природы, поступает обратно, лишенная духа, к своему Первоначальному Источнику; в то время, как Egos, очищенные от их отбросов, в состоянии еще раз возобновить свой прогресс. Это здесь, следовательно, где отсталые Egos погибают миллионами. Это торжественный момент переживания наиболее приспособленного и уничтожение непригодных. Это только материя (или материальный человек), которая вынуждена своею же тяжестью опускаться до самого дна «цикла необходимости», чтоб принять там животную форму. Что же касается победителя этой расы во всех мирах – Духовного Ego, оно будет подыматься от звезды к звезде, от одного мира к другому, вращаясь прогрессивно вверх, чтоб вновь стать тем же чистым Планетным Духом, затем еще выше, чтоб наконец достичь первоначальной точки – и оттуда погрузиться в Тайну.

Никогда, ни один из Адептов не проникал за покров первоначальной космической материи. Высочайшее, наиболее совершенное видение ограничено миром форм и материи. Но мое объяснение не заканчивается здесь. Мы желаем знать, почему предполагается чрезвычайно трудным, если и не совершенно невозможным, для чистых развоплощенных духов, сообщаться с людьми через медиумов или Phantomosophy. Я отвечаю – (a) вследствие антагонистических атмосфер, соответственно окружающих эти миры; (b) вследствие полного различия физиологических и духовных условий и (c) потому, что эта цепь миров, о которой я только что говорил вам, есть не только эпициклоидная, но и эллиптическая орбита существований, имеющая, как каждый эллипс, не один, но два фокуса, которые никогда не могут приблизиться один к другому. Человек у одного фокуса, чистый Дух другого.

На это вы могли бы возразить, но Я ничем не могу помочь, ни изменить факта, но существует еще гораздо более мощное препятствие. Подобно четкам, составленным из чередующихся белых и черных бус, также и эта цепь миров составлена из миров причин и следствий, последние – непосредственный результат, произведенный первыми. Таким образом, становится очевидным, что каждая сфера причин (а наша земля есть одна из них) не только соприкасается и окружена, но в действительности отделена от ее ближайшего соседа – высшей Сферы Причинности, непроницаемой атмосферой (в ее духовном смысле) следствий, граничащих и даже соприкасающихся, но никогда не смешивающихся со следующей сферой, ибо она одна активная, другая пассивная – мир причин позитивен, мир следствий негативен. Это пассивное сопротивление может быть преодолено лишь при условиях, о которых ваши самые ученые спиритуалисты не имеют ни малейшего представления. Всякое движение есть, так сказать, полярно. Очень трудно передать вам смысл того, что я подразумеваю здесь, но доведу до конца. Предусматриваю мою неудачу представить вам – для нас аксиомные истины – в какой-либо иной форме, нежели в простом, логическом предположении, ибо эти истины доступны в абсолютном и ясном доказательстве их лишь для высочайших Ясновидцев. Но я дам вам пищу для мысли если нет ничего другого. Промежуточные сферы, будучи лишь отброшенные тени миров Причин, негативируются последним, становятся негативными, благодаря последнему. Они являются большими остановками, станциями, на которых пребывают долженствующие стать Самосознающими Egos – саморожденное потомство старых и развоплощенных Egos нашей планеты. Прежде, нежели новый феникс, возрожденный из пепла своего родителя, может подняться выше, к лучшему и более духовному и совершенному миру – все же миру материальному, он должен пройти через процесс как бы нового рождения. И как на нашей планете, где две трети детей мертворожденные или умирают в младенчестве, так и в наших мирах следствий. На земле это все еще физиологические и умственные недостатки, грехи прародителей, которые сказываются на потомстве, в стране теней новое и еще не сознательное Ego – утробный плод становится справедливой жертвой прегрешений своего старого Я, карма которого – заслуга и проступок – одни лишь ткут его будущую судьбу. В этом мире мы находим лишь бессознательные, самодействующие экс-человеческие машины, души, в их переходном состоянии, спящие способности и индивидуальность которых лежат, как бабочка в своем коконе – спиритуалисты же хотят, чтоб они говорили разумно! Захваченные иногда в водоворот ненормальных, медиумистических (токов) течений, они становятся бессознательным эхом мыслей и идей, кристаллизованных вокруг присутствующих. Каждый позитивный, хорошо направленный ум способен нейтрализовать подобные, второстепенные, подчиненные следствия на сеансах. Мир ниже нашего еще хуже. Первый по крайней мере безвреден, и более греховно беспокойство их, нежели их выявления: последний же, позволяя удерживать полное сознание, будучи во сто раз более материальным, положительно опасен. Понятия об аде, чистилище, рае и воскрешении есть карикатурное, искаженное эхо единой Истины, преподанной человечеству в младенчестве его рас, каждым Первым Вестником – Планетным Духом, упомянутым ранее и воспоминание о котором оставалось в памяти человека, как Elu – Халдеев, Osiris – Египтян, Vishnu, первые Будды и так далее.

Низший мир следствий есть сфера подобных искаженных мыслей; наиболее чувственных представлений и картин, антропоморфических божеств, порождений их творцов, чувственных человеческих умов людей, которые никогда не переросли своей животности на земле. Помня, что мысли вещественны и имеют упорство, связность и жизнь, что они настоящие сущности, – остальное станет понятным. Лишенный тела, создатель естественно притягивается к своему творению и порождениям, поглощенный ими, как бы Мальстромом, прорытым его собственными руками. Но я должен остановиться, ибо едва ли хватит томов, чтоб объяснить все, что сказано в этом письме.

Что касается вашего удивления, что взгляды трех мистиков «далеко не тождественны» – что же доказывает этот факт? Если бы они были наставлены развоплощенными, чистыми и мудрыми Духами, даже теми, находящимися на высшем плане, на одну только ступень выше нашей земли, разве не были бы учения тождественны? На возникающий вопрос: «Не могут ли духи, так же, как и человечество, расходиться в идеях?» – «Тогда их учения не будут более авторитетны, нежели учения смертных людей.» – «Но они могут принадлежать к различным сферам?» – Но, если в различных сферах предлагаются противоречивые доктрины, то эти доктрины не могут заключать Истину, ибо Истина – Едина и не может допустить противоположные взгляды. И чистые Духи, которые видят ее, как она есть, совершенно лишенную покрова материи, – не могут заблуждаться. Теперь, если мы допустим, что различные аспекты или части Всей Истины, видимы различным посредникам или разумным сущностям, каждая при различных условиях, так же, как, например, разные части одного ландшафта раскрываются перед разными людьми, на разных расстояниях, с разных точек зрения, – если мы допустим факт различных или разных посредников (Индивидуальные Братья например) стремящихся развить Ego, различных индивидуумов, не подчиняя совершенно волю их своей (так как это воспрещено), но пользующихся для этого их физическими, моральными и интеллектуальными особенностями; и если мы добавим к этому бесчисленные космические влияния, которые искажают и отклоняют все усилия закончить определенную задачу; если мы вспомним, кроме того, явную враждебность Братьев Тьмы, всегда на страже, чтоб смутить и отуманить мозг неофита, – я думаю, не будет трудно понять, как, даже определенное духовное продвижение может, до некоторой степени, направить различных индивидуумов к кажущимся различным заключениям и теориям.

Если целыми поколениями мы исключали мир от знания нашего Знания, то это лишь вследствие его абсолютной неподготовленности. И если, несмотря на данные доказательства, он все еще отказывается уступить очевидности, тогда мы в конце этого Цикла еще раз удалимся в уединение и в наше царство молчания. Мы предложили открыть первоначальную strata человеческого существования, его основную природу и обнажить чудесные сложности его внутреннего Я, нечто, никогда не доступное, недосягаемое физиологией или даже психологией, в его конечном выявлении и доказать это научно. Их не касается, что эти раскопки так глубоки, скалы так круты и остры, что, погружаясь в этот для них бездонный океан, большая часть из нас погибает в этих опасных исследованиях, ибо мы были ныряющими и пионерами, а люди науки лишь жнут там, где мы сеяли. Это наша миссия нырять и приносить жемчужины Истины на поверхность, их же – очищать и оправлять их в научные драгоценности. И если они откажутся дотронуться до безобразной ракушки, настаивая, что в ней нет и не может быть драгоценной жемчужины, тогда мы еще раз умоем руки от ответственности перед человечеством. Бесчисленные поколения строил Адепт Храм незыблемых скал, гигантскую Башню Беспредельной Мысли, где обитал Титан и будет, если это нужно, обитать один, выходя из нее лишь в конце каждого цикла пригласить избранных из человечества сотрудничать с ним и помочь ему просветить суеверного человека. И мы будем продолжать эту периодическую работу, мы не позволим смутить нас в наших филантропических попытках до тех пор, пока основание нового мира мысли не будет построено так прочно, что никакое количество противодействия и невежественного лукавства, руководимое Братьями Тьмы, не сможет превозмочь. Но до этого дня окончательного торжества кто-то должен быть принесен в жертву, хотя мы принимаем лишь добровольные. http://www.spsl.nsc.ru/~m1-way/uchen/chsha1.htm