Портал Теософического Сообщества

Вы просматриваете архив Портала теософического сообщества. Новые обсуждения здесь не ведутся.
#89179 08.02.10 14:11
Что мы знаем о сложном составе человека.
#89274 10.02.10 12:52
Теософия учит, что состав человека намного сложнее, чем то физическое тело, которое люди наблюдают в своей жизни.
И этому есть много подтверждений.

В самом общем рассмотрении можно сказать, что человек состоит из духовной (арупа) и материальной (рупа) частей.
Между ними есть некий сакральный элемент, с которым соотносятся слова Душа, Эго, Каузальное тело.
С Духовной частью связано понятие Монада. В некоторых трактовках вся Духовная часть называется Монадой. Духовная часть имеет составные элементы.
Материальная часть в свою очередь состоит из элементов, самым "нижним" из которых является физическое тело, которое все мы наблюдаем.
Элементы человека связаны между собой нитью жизни - Сутратмой.
#89319 12.02.10 11:10 (правка 13.10.12 07:04)
Е.П.Блаватская "Ключ к теософии".

СЕМЕРИЧНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Спрашивающий. Это то же, что и деление человека на дух, душу и тело?

Теософ. Нет. Это древнее деление Платона. Платон был посвящённым, а потому не мог вдаваться в запрещенные подробности; но тот, кто знаком с древней доктриной, найдёт семерку в различных платоновских комбинациях души и духа. ... Давайте бросим беглый взгляд на эти семь аспектов, начертив таблицу.


Здесь о части арупа сказано в таких словах: "В последнем случае высшее сознание индивидуальных духовных устремлений ума (манаса), просветившегося буддхи, поглощается им и образует то Я, которое отправляется в блаженство дэвачана*"
#89346 13.02.10 10:23
Рекомендуемые материалы:
А. Безант - Человек и его тела
Ч. Ледбитер - Человек видимый и невидимый
Чем больше я познаю жизнь, тем меньше мне хочется в ней чего-то менять.
#89371 14.02.10 00:16 (правка 14.02.10 01:27)
Предлагаю участникам ознакомится с филосовской частью строения тела, изложенной в книге М.П.Холла "Оккультная анатомия" Человек - великий символ мистерий.
Выдержки будут приводится с сокращениями. Дополнения и пояснения приветствуются.


В этом рисунке Леонардо да Винчи объединяет две фигуры человека из архитектурных канонов Витрувия, показывая тем самым, что человек является идеальной мерой и моделью всех вещей. По этому поводу великий римский коллегиат высказывается так: «Если человека положить на спину на плоской повер¬хности с раздвинутыми ногами и вытянутыми в стороны руками и поместить в его пупке, как в центре, ножку циркуля, то пальцы обеих его рук и ног будут касаться описанной вокруг него окружности. И точно так же, как в окружность, человеческое тело вписывается и в квадрат. Далее, если мы измерим рассто¬яние от его подошв до темени и приложим эту мерку к вытянутым в стороны рукам, то ширина будет равна высоте, как и в случае идеально квадратных плоских поверхностей».

Глава 3. ТАЙНА ТРЕХ МИРОВ
В соответствии с доктринами, перешедшими к ним от божественных наставников, посвященные жрецы Древнего мира рассматривали человека как воплощение всего вселенского порядка и, следовательно, как учебник всех земных и божественных тайн. Анатомия и физиология развивались как божественные науки и изучались не в отдельности, а как аспекты священного знания и ключ к небесному таинству. Бенедикт Фигул пишет, что из трех книг, «из которых я могу почерпнуть истинную мудрость», вторая — «Малая книга, взятая целиком вместе со всеми своими листами и статьями из более крупного произведения. И это сам человек». Развивая свою концепцию взаимоотношений между высшим и низшим порядком бытия, каббалисты назвали правителя Макрокосма - Макропросопусом, Огромным Лицом, а правителя микрокосма — Микропросопусом, Малым Лицом. Согласно по крайней мере одному толкованию, Огромное Лицо — это Бог, Малое лицо — человек, один -- Высшая Действующая Сила, другой — та же Действующая Сила в миниатюре; Божество царит в божественной сфере, человек — в земной. «Бог отметил человека своей печатью и знаком своего могущества, в нем он запечатлел свой образ и "адрес", свой герб и портрет. Потому человек и зовется микрокосмом, или малым миром, кратким повторением всех вешей, связкой ангелов и зверей, небесного и земного, духовного и теле¬сного, венцом всей работы, славой и чудом природы» (Калпипер. «Домашний врач»).
Чарльз Гекеторн в своей книге «Тайные общества всех времен» описывает статую человека, стоявшую в святилищах ученых мужей не в качестве объекта идолопоклонства, а как постоянное напоминание о гармонии и соразмерности мира. Пифагор заявлял, что Творец Вселенной создал тела по Своему образу: первое было Космосом с мириадами солнц, лун и планет; второе — человеком, во внутренних органах которого нашла свое отражение вся вселенная, так что, как сказал Бёме, структура человека несет на себе признак, печать или автограф всего космического порядка. Читать далее:
По этой причине жрецы изначальной традиции, стремясь облегчить себе изучение естественных наук, приказывали устанавливать изваяние Великого Человека в самом центре Святилища в качестве символа божественного могущества во всех его замысловатых проявлениях. Эта таинственная фигура — символический Адам или модель человеческого рода, стоявшая над примитивными алтарями — напоминала определенные похожие фигуры, встречающиеся в некоторых старинных книгах и изредка на Востоке даже в наши дни; то есть это было нечто вроде манекена, покрытого, подобно эмблематическим рукам, находимым в развалинах римских городов, иероглифами, вырезанными на его поверхности или нарисованными на нем невыцветающими красящими веществами. Статуя могла даже открываться, показывая взаимное расположение органов, костей, мышц, нервов и других частей тела. Возможно, во внутренней полости обнаруживались орбиты планет и т.д. Нельзя не вспомнить герметическую фигуру Изиды, тело которой покрыто странными иерогли¬фами, а пояс усыпан звездами, или эфесскую Диа¬ну, на теле которой начертаны нерасшифрованные слова «А$1а-кага8К1-На]х-1е1:гах-<1атпатеп еиз-а1$юп», которые, по утверждению Гезихия, были выгравированы на ее поясе (об этом рассказывается в тру¬де «Эдип Египетский» Афанасия Кирхера*, кроме того, на фигуре Софии гностиков выделялись расположенные в правильном порядке буквы грече¬ского алфавита).
Постепенно, веками занимаясь исследованиями, посвященные различных мистериальных школ добавляли множество деталей к основным принципам, сформулированным первыми философами, и к тому времени, когда Египет достиг вершины славы своей цивилизации, манекен микрокосма содержал массу замысловатых иероглифов и символических рисунков, в каждом из которых был заключен тайный смысл, понятный только избранным. Размеры символического человека служили главным эталоном, с помощью которого можно было, используя пропорциональные зависимости, вычислить размеры каждой части Космоса. Манекен в самой совершенной своей форме являл собой великолепную сложную эмблему, свидетельство зна¬ния, которым обладали мудрецы и иерофанты Изи¬ды, Озириса и Сераписа и которое египтяне передали грекам и другим нациям. Великий Человек с золотой головой и глиняными ногами, увиденный Навуходоносором во сне, так же как и таинственная фигура из «Откровения», расхаживавшая среди подсвечников, бесспорно, относится к этому Универсальному Адаму, этому героическому воплощению всех вещей. В предсказании, сделанном для царя Кипра, Серапис так описывает себя как Универсального Человека:
Я — бог, такое, каким я предстаю перед тобою,
Моей главою стало Небо в звездах, а море — телом,
Ногами служит мне земля, а уши подарил мне воздух,
Пронзающие даль лучи сияющего солнца — мои глаза.

Посвященные в мистерии, в свою очередь, сами становились воплощениями священных истин. Так мы узнаем, что тех, кого принимали в культ Митры, облачали в широкие туники или накидки, на которых, как уверяет Морис в своих «Индийских древностях», были нарисованы небесные созвездия, каждое со своей зоной или поясом, содержавшим изображение фигур зодиака. Читать далее:
Как и звездный колпак, которым боги одарили Атиса, эти мантии, усыпанные звездами и созвездиями, означали новое небесное тело, которым боги жаловали мудрых. Телесная природа преобразовывалась в ходе мистерий в небесную, и люди, до этого окутанные темным одеянием формы, «возвышенные» до непосредственной близости к бессмертным, облачались в новый светящийся наряд, сверкавший небесными огнями. Это та самая мантия, о которой упоминает Апулей, говоря, что люди, посвятившие себя Божественному, называют ее «олимпийским одеянием». Возможно, в каком-нибудь старинном храме перед древним алтарем, уже давно разрушившимся, а в то время поддерживаемым лучезарным «философским манекеном», стоял Гермес — сама воплощенная мудрость — и обращался к своему сыну Татиану со следующими словами: «Если ты хочешь узреть создателя даже в тленных вещах, в вещах, которые находятся на земле или в глубине, подумай, о сын мой, о формировании человека в утробе его матери, поразмышляй об искусстве Мастерового, научись узнавать Его по божественной красоте Его работы.
Затем наступил век идолопоклонства. Мистерии прогнили изнутри. На троны Мудрости уселись профаны. Войны сметали старые порядки. Тьма поглотила свет. Жизнь уходила, оставались только пустые формы. Не находилось никого, кто мог бы разъяснить те символы и эмблемы, которые составляли тайный язык посвященных. Уже невозможно было установить, кем был этот манекен, стоявший на алтаре. В памяти сохранилось лишь то, что эта фигура была священным предметом и почиталась в стародавние времена как прекрасный символ вселенского могущества. «Учебник для философов» стали рассматривать как Бога, того самого Бога, по образу которого создан человек. Сохранявшееся в тайне знание цели, для которой этот манекен был создан, оказалось безвозвратно утраченным; выродившееся жречество поклонялось фактически дереву и камню, пока всеобщее непонимание не дове¬ло в конце концов храмы до разрушения и статуи рухнули вместе с цивилизациями, забывшими их значение.
Будь мы по-настоящему мудрыми, мы должны были бы точно знать, какова воля Созидательной Действующей Силы, потому что эта воля проявляется в бесконечном многообразии мироздания. «Изучение назначения частей тела, — писал великий Гален, — закладывает основы подлинно научной теологии, гораздо более величественной и более ценной, чем вся медицина». Именно на основании герметической предпосылки, изложенной бессмертным Трисмегистом на Изумрудной скрижали, — «Низшее соответствует высшему, а высшее — низшему» — посвященные старинных мистерий создали науку соответствий (Сведенборг). Над дверями Тайной обители было начертано: «Познай самого себя», чтобы те, кто почувствовал призвание к духовным материям, обдумав эти слова, были полностью осведомлены относительно отправной точки мудрости. Исходя из высказывания Парацельса, что «видимые формы являются всего лишь внешними выражениями невидимых принципов», можно путем размышлений о взаимном соответствии телесной формы и ее функций прийти к открытию тех законов жизни, которые поддерживают симфонию бытия. Пифагор вкладывает в руки каждого человека инструмент мудрости, когда говорит в «Новой жемчужине необычайной ценности», что «человек есть мерило всех вещей».


В «Божественном Поймандре» написано, что Природа, объятая Человеком (Протогоном, содержавшим в себе созвучие семи огненных и духовных Правителей), произвела на свет семерых людей в соответствии с сущностью звездной семерки и эти семь человек были муже-женского пола и передвигались по воздуху. Они, по-видимому, соответствуют Кумарам, описанным в «Ведах» девственным юношам. Они стали основателями рас, а их происхождение составляло «тайну, не раскрытую и по сей день» («Трижды величайший Гермес»). И здесь нам хотелось бы дать несколько условные определения словам андрогин и гермафродит. Хотя их обычно считают синонимами, мы установим тонкое различие между этими терминами. Слово андрогин будет использоваться для обозначения равновесия половых потенциальностей в душе, состояния, присущего божественному человеку. С другой стороны, использование слова гермафродит будет строго ограничено явлением неполной определенности пола физического тела.
В иудаистской системе первый человек был сотворен мужчино-женщиной по образу Логоса или Элогима. Он был Небесным Андрогином, по подобию которого был сформирован второй человек (т.е. земной Адам). Меньший Адам в своем земном состоянии тоже был андрогином, потому что был человеком воздуха или неба, т.е. он еще не был вовлечен в эволюцию материи. Только после изъятия из него Евы он действительно утратил божественную завершенность, т.е. одно целое превратилось в двоих, и созидательная действующая сила приобрела признаки как действующей силы, так и объекта воздействия, или как мужского, так и женского пола. Читать далее:
В «Зогаре» (или «Книге сияния») утвер¬ждается, что «Адам был создан с двумя лицами», и в другом источнике: «И Господь, да будет Он благословен, разделил его и сделал двоих». У древних наций есть легенды, повествующие об андрогинных существах, существовавших в незапамятные времена и бывших прародителями нынешнего человече¬ства. Эти существа были метафизическими, обладали исключительными способностями и во всех отношениях превосходили человеческий род. Были ли эти полубожественные существа всего лишь мифологическими монстрами, созданными воображе¬нием, или они действительно существовали на заре времени только затем, чтобы исчезнуть подобно таинственным царям Эдома?
Если жизни, ваятелю всех форм, присуща андрогинность, то стоит ли удивляться, сделав открытие, что первые физические тела, в которые жизнь облачила себя, свидетельствуют об этой завершенности. «Все беспозвоночные предки человека, — пишет Эрнст Геккель, — от Са$1гаес1а до хордовых, наверное, были гермафродитами. Такими же, вероятно, были и древнейшие имевшие череп животные. Одним чрезвычайно веским доказательством тому служит такой удивительный факт, что даже у позвоночных, и в том числе у человека, половые органы на стадии закладки являются обоеполыми» («Эволюция человека»). А не были ли писатели более далекого прошлого мудрее и не обладали ли они большей проницательностью, чем пришедшие им на смену, которые посмеялись над их словами? И не является ли история Адама и Евы правдивым рассказом об эволюционном развитии, в котором разъясняется то, что Геккель назвал бы разделением полов, имевшим место в «побочном» или «дальнейшем ходе истории рода»? …


Говоря о том, что от андрогинов не осталось ничего, кроме названия, Платон ясно дает понять, что это первичное создание нельзя путать с гермафродитами и промежуточными типами, наверняка существовавшими в его время. Далее Платон объясняет происхождение трех родов существ, сообщая, что «мужчины были созданы Солнцем, жен¬щины — Землей, а смешанная раса Андрогинов — Луной, которая напоминает и Солнце, и Землю (Харгрейв Дженнингс. «Розенкрейцеры»).
Здесь Платон скрывает некую тайну, как и в своем повествовании об Атлантиде. Солнце, сотворившее мужчин, является символом духа, а также богов или божеств, которые двигаются благодаря солнечной энергии. Земля, создавшая женщин, символически изображает материю и человечество, негативный аспект творения, матрицу* и т.д. Луна, сформировавшая андрогинов как «соединяющих в себе свойства мужского и женского пола», олицетворяет душу, или разум, духовного андрогина, среднюю расу, героев или полубогов, которые обладают свойствами обоих полов и к тому же являются посвященными, саморожденными, эзотерическим символом которых служит обоеполый феникс. Интеллект, как связующее звено между высшим и низшим пребывает в равновесии и, будучи уравновешенным, объединяет достоинства обоих противоположностей. Читать далее:
«Суть в том, — пишет Коулридж, — что великий ум должен быть андрогинным». Душа как первое андрогинное существо материализовала тело из самой себя, не прибегая к помощи другого создания. Когда душа приведет себя в равновесие в этом теле, будет раскрыта тайна Мелхиседека. Согласно «Тайной Доктрине», человечество по про¬шествии бесчисленных веков вновь станет обоеполым, или муже-женским, достигнув в ходе эволюции потенциального равновесия, присущего ему с самого начала. Будет постепенно возрастать значимость симпатической нервной системы (ганглия* души), которая впоследствии путем сращения образует настоящий спинной мозг, и человек будет иметь две параллельные спинномозговые системы. По достижении этой ступени развития человек станет негативным андрогином или, в философском смысле, гермафродитом, объединив в себе оба пола, причем каждый полюс будет проявляться через собственный организм или физическую систему.
Еще в XIII в. Амори Шартрский* среди «прочих фантастических идей», по выражению Харгрейва Дженнингса, высказал предположение, что в конце мира оба пола объединятся в одной личности. Этот взгляд полностью согласуется с древним философским учением о том, что по мере приближения к концу периода эволюции человека его спинномозговая и симпатическая нервная система будут постепенно сближаться и в конце концов «сольются». Душа будет унифицирована в теле, в результате чего образуется конечный вид — настоящий андрогин, человек, сформированный подобно его Небесному Отцу. В соответствии с этой доктриной древние алхимики символически изображали это духовное достижение фигурой гермафродита с двумя головами. В своей книге «Древние верования» И имен изобразил двуполого Ишвару, у которого правая половина тела была мужской, а левая — женской, и при этом он как первый человек был отображением прототипа человеческой расы в обоих ее состояниях — первичном и конечном. Богов мистерий, таких как Серапис и Дионис, обычно изображали облаченными в широкую, ниспадающую "тяжелыми складками одежду, желая скрыть то, что, несмотря на бородатые лица мужчин, их тела сочетали в себе признаки обоих полов. Так, тамплиеров обвиняли в почитании андрогинного Бафомета, а бородатая Венера была объектом поклонения посвященных греков и римлян.

В разделе, озаглавленном «Намеки на будущее», мадам Блаватская пишет: «С течением времени в атмосфере будет содержаться все больше эфира. И когда эфир заполнит всю атмосферу, дети будут рождаться без участия отцов. Так, например, в Вир-жинии растет яблоня особого сорта, которая никог¬да не цветет, но приносит мясистые плоды, очень похожие на ягоды без косточек. Это свойство со временем приобретут животные, а потом и люди. Женщины будут вынашивать детей без оплодотво¬рения, а в Седьмом Круге появятся люди, способные сами себя воспроизводить. Люди, принадлежащие к седьмой расе Четвертого Круга, начнут каждый год менять кожу и ногти на руках и ногах. Они будут становиться все более духовными, а потом и полностью бестелесными. В конце Седьмого Круга рождение Будд будет происходить безгрешным путем» (См.: Е.П.Блаватская. «Тайная Доктрина», т. III.).

Духовная природа не является мужской или женской, просто оба этих аспекта пребывают в абсолютном равновесии. Читать далее:
Другими словами, Эго представляет собой андрогинную сущность, а значит, наиболее полно оно должно проявляться через обоеполое, само себя воспроизводящее тело. Однако пройдет еще много веков, прежде чем человеческая раса в достаточной степени овладеет секретами универсальной полярности, чтобы каждый человек явил собой завершенную сущность. Возможным это станет только при условии полного равновесия положительных и отрицательных потенциалов, поскольку ни мужской, ни женский аспекты сами по себе не могут достичь совершенства. В этом заключена тайна жреца-царя Мелхиседека, правителя Салема, бывшего себе отцом и матерью и примеру которо¬го должны следовать все посвященные мистерий, если они навсегда собираются оставаться жрецами, согласно заведенному Мелхиседеком порядку.


По-своему интерпретируя орфическую традицию, посвященные пифагорейцы поделили Вселенную на три части: Высочайший, высший и низший миры. Из «Толкования пифагорейской доктрины» Джона Рухлина мы узнаем, что Высочайший мир (который вмещает все другие миры и состоит исключительно из божественной сущности) назван миром Божества, который, не имея ни начала, ни конца, является вечным обиталищем всего сущего, субстанции, сущности и природы. Высший мир (который «блещет» бесплотными натурами) называется миром неземных сил, божественных образов и «печатей мира». В нем также пребывают божества, которые, хотя и имеют божественное происхождение, несколько удалены от Первопричины и отчасти содержат в себе природную субстанцию. А еще там живут герои, которые, будучи сынами Земли, достигли состояния полубогов благодаря своим выдающимся достоинствам или победам. Низший мир (нижайший из трех по положению и заключенный в двух других) назван миром ангелов, богов и демонов. Там обитают «тела и величины с соответствующими разумами, Движители сфер, Надзиратели и стражи вещей, порожденных и тленных, и те, кому предписано заботиться о телах» («О пифагорейских тайных учениях»). В общем, низший мир соответствовал материальной вселенной, или зем¬ной сфере, обители смертных духов, а вернее, временному жилищу духов в период их пребывания в состоянии смертных. Кроме этих существ, которые составляли человеческий род философов, низшая вселенная содержала три низших царства природы: минеральное, растительное и животное, а еще там были подземные божества-элементалы и духи-по¬кровители…
Для первых христиан духовная сфера была обителью Бога в трех его ипостасях. Мирская, или земная, сфера первоначально была обиталищем иерархий и святых (последние соответствуют героям греков — смертным бессмертным и бессмертным смертным). Позднее мирскую сферу отождествили с миром человечества вообще. Чистилищная сфера вначале представляла собой подлунное владение, где обитали смертные (Тартар классических философов древности), однако впоследствии церковь определила ее как посмертное состояние или кондицию души после смерти тела, состояние, в котором искуплены все грехи, и т.п. Люди, сведущие в таких вопросах, знали, что под небесами, землей и адом надо понимать качество или условия бытия, посредством которых Единая Жизнь выражает себя на разных ступенях или в разных аспектах. Из всех ступеней главными являются три: Сознание, Интеллект и Сила — Три свидетельства, Тройственность в Единстве и «Единый по сути и трехчастный по форме прояв¬ления», как сказано в Изумрудной скрижали Гермеса… Читать далее:
Применительно к человеку вообще три мира соответствуют трем главным составляющим его слож¬ной натуры, каковыми являются дух, душа (или психика) и тело. С точки зрения его физического строения они аналогичны трем основным полостям тела. Так, дух соответствует полости грудной клет¬ки, душа (или психика) — полости черепа, а тело — брюшной полости. Это — три камеры Пирамиды, а также символические помещения» где в современном франкмасонстве происходит посвящение в масоны с присвоением титулов «Принятый в ученики», «Член гильдии» и «Мастер масон» (или ма¬сон третьей степени). Считается, что каждая из трех полостей тела, в свою очередь, разделяется на три части и все вместе они составляют девятку, а будучи заключены в большей по размеру полости аурического яйца, образуют совершенную декаду, человека, или десятку. Именно на эти полости тела и их смысл намекает Элифас Леви в своей «Трансцендентальной магии»: «Все, что есть в большом мире, воспроизводится и в малом. Следовательно, существуют три центра (аналоги полостей класси¬ческих авторов древности) флюидического влече¬ния и проекции* — мозг, сердце, или надчревная область, и половые органы». Таким образом, троица в человеке, по всей видимости, размещается в трех больших полостях тела:
Брама — в сердце, Вишну — в мозге, а Шива, чьим символом является фаллос, — в половой системе. Для каждого из этих трех божеств характерно троякое проявление, или проявление в трех функциях: созидания, сохранения и распада. Эти же аспекты, в свою очередь, главенствуют в малых полостях, заключенных внутри больших. Удачный пример вторичного деления главных полостей содержится в замечаниях по поводу арабских доктрин в разделе, посвященном желудочкам головного мозга.
С точки зрения соответствия между человеком и тремя мирами сердце принято считать аналогом небес, головной мозг — земли, а половую систему — Гадесом, или преисподней. Согласно представлениям древних греков» страшные пещеры Тартара находились прямо под Олимпом, а чистилищные залы обряда посвящения в древних храмах всегда размещались в подземельях, своим расположением и компоновкой символизируя изгибы кишечного тракта. «Человек — это зеркало вселенной, — писал ван Хельмонт, — а его тройственная природа взаимосвязана со всеми вещами». Возможно, дале¬ко не сразу обнаруживается, сколь важно понять аналогии, на которых построена философия микрокосма. Однако по мере того как разум все глубже проникает в эту тайну, становится все более очевидным, что вся вселенная, подобно утробному плоду, «крепится» к своей причине, выражаемой в трех формах, называемых в мистериях бытием, жизнью и интеллектом. Под бытием следует понимать неподвижную опору всего существующего, под жизнью — сам себя приводящий в движение источник всякой активности, а под интеллектом — то, что приводится в движение.
Кажется, именно Прокл сказал, что благо — это то, что остается неизменным, мудрость — то, что движется, а красота — то, что приводится в движение, проявляя импульсы первых двух порядков. «Подобно утробному плоду, он [человек] висит на трех своих духах в матке Мак¬рокосма» (Е.П.Блаватская. «Разоблаченная Изида»).


Согласно пифагорейцу Пиндару*, вселенная представляет собой одушевленное животное, а Плутарх добавляет к этому, что солнце — это его сердце, луна — его печень и т.д. И с тех пор можно встре¬тить следующие определения человека: Гален называл его «малым животным», Филон — «малым миром» или «малыми небесами», Порфирий — «малым диакосмом», а Солон — «меньшим миром» (Дж. Р.С.Мид. «Орфей»).

Исходя из теории Лаврентия, разделявшего тело на благородные и низменные части, Бёртон, следуя древнему порядку, признает тройственное деление всего тела и выделяет в нем три области: во-первых, голову, содержащую жи¬вотные органы, во-вторых, грудную клетку, «в которой Сердце, подобно Царю, держит свой двор», и, в-третьих, брюшную полость, «в которой Печень обосновалась как Ье§а1 а 1еГеге*». Далее Бёртон при¬глашает своих читателей поразмышлять о тайнах тела, воображая, что они оказались перед «каким-то священным Храмом или Величественным Дворцом, чтобы полюбоваться не только самим предметом, но и прекрасным Искусством, Мастерством Исполнения и мудростью замысла, прозревая за всем этим нашего великого Творца».


Роберт Фладд в своем анализе анатомии микрокосма кратко излагает взгляды более ранних авторитетных авторов с помощью необычных рисунков, приведенных в данном разделе. При изучении этих рисунков следует обратить особое внимание на одну деталь. Голова как высшая часть физического остова символизирует эмпирей, или высшую часть мира. Однако самым благородным органом счита¬ется сердце, которое, следовательно, и является на¬стоящей главой в человеке и подлинным источни¬ком вдохновения и истины. Череп — это всего лишь внешний телесный символ сердца. Таким образом, высшая часть физической структуры аналогична самому духовному органу, который действительно является высочайшей частью человека. Считается, что Бог обитает в высших и самых удаленных частях вселенной, однако философы знают, что Его истинное обиталище находится в сердце человека, поскольку не существует более возвышенной сфе¬ры. Все это нельзя понимать буквально, ибо речь здесь идет о качествах души, относимых к измерениям высшего порядка.

На рисунке (рис.10) Фладда тело человека па¬раллельными дугами разделено на три области. Верхняя область называется «Сое1ит Етругеит» («Небо эмпирея») и относится к голове. Центральная область под названием «Сое1ит АеШегеит» («Эфирное небо») отнесена к полости грудной клетки, а нижняя область «Сое1ит Е1етеп1апит» («Элементарное небо») соответствует брюшной полости. Небесный мир головы отделен от воздушного, или эфирного, мира грудной клетки двойной линией, проходящей через плечи. Толкование Фладдом трех отделов головы приведено в начале главы, посвященной желудочкам головного мозга. Центральная, или грудная, полость разделена на верхнюю и нижнюю половины орбиты солнца, называемой «8рНае-га УИае», или «сфера жизни», которое, как показано на рисунке, движется в одной полости с сердцем человека. Такое деление грудной клетки согласуется с умозаключениями Платона о данном предмете в его «Тимее», где он говорит следующее:
«Из боязни осквернить божественный элемент они отвели смертной душе отдельное жилище в груди, отделив ее от головы узкой перемычкой. И подобно тому, как женские апартаменты отделены от мужских, полость грудной клетки разделена на две части: верхнюю и нижнюю. Верхняя часть, где помещаются храбрость и гнев, располагается ближе к голове, между диафрагмой и шеей, и помогает рассудку ограничивать желания. Сердце — это дом для стражи, где сходятся все вены, по которым разум направляет команды во все концы своего царства...
Часть души, которая требует еды и питья, помещена между диафрагмой и пупком, где они сделали нечто вроде кормушки; и там же привязали ее, подобно дикому животному, подальше от "зала заседаний совета", в стремлении не тревожить ее лучший принцип, чтобы он спокойно подавал советы на благо целого».
Согласно данной концепции, три высшие планеты (Сатурн, Юпитер и Марс) и три низшие планеты (Венера, Меркурий и Луна), которые не показаны на рисунке Фладда (рис. 10), движутся в этой же области эфирного неба, соотносимого с полостью грудной клетки. По своему положению на теле они, видимо, означают жизненно важные органы, размещенные в грудной клетке вокруг суверенного солнца (сердца). Орбита солнца, в общем, совпадает с диафрагмой. Платоновская «преграда», как он называл диафрагму (или сухожильно-мышечную перегородку), часто использовалась в средневековой символике, представляя невысокую гору или холм, на котором стоял святой храм — сердце. Под эфирным небом расположены также отделенные от него двойной линией сферы элемен¬тов, или стихий, — подлунный мир, страна мра¬ка и смерти, обозначенная на схеме буквами А, В, С и О. В оккультной анатомии человека эта об¬ласть олицетворяет настоящий ад, обиталище вави¬лонского зверя, трон Мамоны, храм Вельзевула и всех других дьявольских фурий. У основания поз¬воночника человека горит так называемый адский огонь, и там во время занятий черной магией про¬исходит «шабаш ведьм». В «небе элементов», со¬гласно представлениям Фладда, огонь (А), первый из элементов, ассоциируется с печеночной желчью и содержимым желчного пузыря; второй элемент — воздух (В) — с печеночной кровью и кровеносными сосудами; третий элемент — вода (С) — со слизью или выделениями слизистых оболочек брюшной полости, и четвертый элемент — земля (О) — с от¬ходами или выделениями «низменных» внутренних органов брюшной полости. Три основных отдела на схеме в точности соответствуют высшей триаде, при¬знанной врачами Средних веков, которые считали человека семеричным, т.е. состоящим из триады и четверки. Три главные полости — черепная, грудная и брюшная — представляют собой престолы трех божественных сил, а руки и ноги символизи¬руют четверку элементов. В этой системе увековечены доктрины египтян, утверждавших, что чело¬век состоит из треугольника и квадрата.


На другом рисунке Фладда (рис. 11) человек, изображенный в полный рост, окружен концентрическими окружностями. Верхняя часть, которая образующая туловище, разделена дугами и окружностями, начерченными через гармонические интервалы вызывавшие особый интерес Фладда. Самая большая окружность, заключающая в себе фигуру человека и все другие окружности, называется «райским небом» микрокосма и олицетворяет аурическое яйцо человека. Эта окружность разделена горизонтальной линией на верхнюю и нижнюю части — день и ночь микрокосма. Слова «Ог1觻 и «Оссазш», набранные крупным шрифтом и стоящие над горизонтальной линией, означают восход и заход микрокосмического солнца. От ступней человека вверх проходит шнур, верхний конец которого сливается с лучами божественного сияния. В направлении снизу вверх шнур проходит через шесть сфер, или планов, — три в темной половине и три в светлой половине рисунка. Судя по рисунку, Фладд пытался наглядно отобразить не только соответствие между человеком и миром», но негармоническое строение каждого из них, показывая, каким образом из соответствий, установленных в природе, были выведены пропорции вГсех т%3\. Согласно одному из толкований, человеческай фигура символизирует Великого Адама — Небесного Человека, — чье тело занимает весь интервал между мраком и светом, а в более узком смысле — физическое тело смертного человека, органы и части тела которого отображают мир в миниатюре. Часть человеческой фигуры, расположенная выше средней, или горизонтальной, линии, фактически представляет невидимую структуру человека, поскольку все по-настоящему жизненно важные органы человека существуют только в сверхфизической сфере.
#89398 14.02.10 15:01 (правка 14.02.10 15:02)
Расскажите, пожалуйста, немного об авторе - М.П.Холле. Каково его место среди философов или может быть теософов. Когда он жил?
#89405 14.02.10 15:52
Я познакомился с теософией благодаря этому автору. Я даже был удивлён, когда не обнаружил ни одной его книги на портале. Раздел "Информация" это как раз то, для чего он писал свои книги. Его книги просты в изложении и захватывают даже самого предубеждённого читателя. По мере возможности буду стараться наполнять разделы исследованиями этого автора.
Вот информация о нём http://ecc-kyivdar.narod.ru/uporoganovogomira.html :
Менли П. Холл был франкмасоном, на последнем году жизни (в 1990 г.) ему присуждают высшую масонскую степень - 33''. О М.П.Холле хорошо отзывалась и Елена Ивановна Рерих, в своих письмах она неоднократно советовала своим корреспондентам чиатать его книги. А начинаем выпуск с небольшой информацией об М.П.Холле и его первого психологического постижения.

Мэнли Палмеp Холл (1901 -- 1990)
Двадцатые и тpидцатые годы пpошлого столетия были пеpиодом всплеска массового интеpеса к эзотеpическим учениям. Появилась целая плеяда учителей и исследователей стаpых и новых философских, pелигиозных и оккультных систем, сpеди котоpых не последнее место занимал амеpиканец Мэнли Палмеp Холл.
С молодых лет он изучал дpевние учения и, в отличие от многих своих совpеменников, полагал, что мудpость невозможно найти на пути лишь одной pелигии или философии. Для Холла мудpость была высшей сфеpой, в котоpой философия, pелигия и наука сливались воедино. Уже в девятнадцатилетнем возpасте молодого исследователя пpигласили пpочесть пеpвую публичную лекцию -- о pеинкаpнации. С тех поp более шестидесяти лет он читал лекции и писал книги о мудpости, скpытой в мифах, мистеpиях и символах самых pазличных культуp Земли и о том, как пpименять эту мудpость в посведневной жизни. Когда один молодой ученик попpосил об автогpафе, Мэнли Холл написал то, что можно назвать его кpедо:
"Учиться значит жить, учиться значит pасти, ведь pост есть меpа жизни. Надо учить ум мыслить, сеpдце -- чувствовать, и pуки -- тpудиться. Только дав им высшее обpазование, можно начать пpименять их для служения ближнему."
В начале 1920-х гг. Холл начал обдумывать свой главный тpуд по символической философии, "Тайные учения всех веков". В 1923 -- 1924 гг. он много путешествовал, посетив важнейшие культуpные центpы Евpопы, Азии и Египта. Излюбленным же его местом pаботы стала библиотека Бpитанского Музея в Лондоне. По пpотекции генеpала Фpэнсиса Янгхазбенда, возглавлявшего бpитанскую военную экспедицию в Тибет в 1903 -- 1904 гг. и с тех поp очаpованного буддизмом, Холл получил доступ к библиотечным отделам pедких книг и pукописей, где обнаpужил множество бесценных стаpинных документов.
Шесть лет понадобилось исследователю для того, чтобы завеpшить "Тайные учения" и собpать сумму в сто тысяч доллаpов, котоpая потpебовалась для пеpвого издания (1928). Ему пpишлось даже поpаботать в большом бизнесе на Уолл-стpит. Солидный том был иллюстpиpован цветными иллюстpациями известного художника-оккультиста Дж. О. Нэппа и многочисленными чеpно-белыми pисунками из pедких стаpинных книг.
Успех книги был так велик, что пеpвые пять изданий полностью pаспpодавались еще до выхода из печати. (На pусский язык "Тайные учения" были пеpеведены лишь после Пеpестpойки.)
В 1934 году Мэнли Холл основал "Общество философских исследований", котоpое до сих поp занимается обшиpной издательской и лекционной деятельностью.
Будучи по складу более ученым и пpосветителем, чем "учителем мудpости", Холл не создал собственной эзотеpической школы, но много лет был фpанкмасоном. В 1990 году он получил высшую масонскую степень, 33'' (в то вpемя ее имели лишь 24 человека). "Общество философских исследований" никогда не было связано с масонскими оpганизациями, и в масонстве Холл больше всего ценил "внутpеннюю" философскую тpадицию, котоpая, по его убеждению, восходила к дpевнейшим мистеpиям.
Его личное собpание pедких книг и манускpиптов насчитывало более 50 тысяч единиц. Библиотекой Холла пользовались многие ученые -- напpимеp, Каpл Юнг, когда pаботал над "Психологией и алхимией". Сам Холл, кpоме уже упомянутых "Тайных учений", написал более 200 книг, тематика котоpых весьма обшиpна: астpология, Библия, Таpо (одна из самых автоpитетных "оккультных" колод Таpо была создана Дж. О. Нэппом под pуководством Холла), алхимия, сновидения, мистицизм, восточные и западные философии, мистеpии дpевних наpодов, Атлантида, Шекспиp, pеинкаpнация, pозенкpейцеpы... Можно смело утверждать, что, каким бы разделом "эзотерики" вы ни занимались, рано или поздно вам придется обратиться к трудам Холла или уникальным гравюрам и рисункам, собранным им за долгие годы и воспроизведенным в его изданиях.
http://ecc-kyivdar.narod.ru/uporoganovogomira.html
#89427 15.02.10 08:08
«…человек, как и миры, не мог быть сотворен разом, даже в той грубой оболочке, которую мы воображаем видеть в нем. Он был сформирован и образовался следующим порядком:


Группа I

1. Брахма или атман, луч Парабрахма, или дух.

2. Будхи - его вахана или вместилище, носитель духа; высшая или божественная душа.

(Эта двойственная единица есть корень человека, хотя в нашем понятии эта сама по себе безличная и бескачественная единица является чистою абстракцией. Ее личность начинает слагаться и обрисовываться только по прошествии многих воплощений, так как будхи, чтобы приобресть даже духовные качества, должна, унося их после смерти земной личности, брать их от первого принципа II группы - Манас).


Группа II

3. Манас - седалище ума. В совокупности с камарупой (см. ниже) это и есть настоящая земная личность, эго человека или обитаемого ею тела, и зовется человеческой или земной душой, когда она подразумевается в своей отдельности от будхи, или "божественной души". В соединении же с будхи она называется сутратмой (нить-душа), так как она одна из этой тройной группы следует, изменяя только свои личные качества, за первой группой во всех ее земных воплощениях.

4. Камарупа - "седалище желаний". Этот принцип переживает человека, но вместе с

5. Майявирупой, "призрачным телом" или двойником личности, со временем исчезает. Эти 4-й и 5-й принципы превращаются после смерти человека в писачи, или в тех материализованных "духов", в которых спириты видят души своих покойников, а брамины - бесов.


Группа III

6. Джива, или жизнь; "жизненный принцип".

7. Стхула-шарира, или тело человека, маска души. Эта группа есть самая кратковременная изо всех "иллюзий", которая и исчезает бесследно после ее разрушения.

Е.П.Блаватская «Из пещер и дебрей Индостана»
#89453 15.02.10 17:53
М.П.Холл "Оккультная анатомия".
Глава IV
МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ


Чтобы понять доктрину Макрокосма и микрокосма, необходимо восстановить первоначальные определения этих слов. Оба слова в первую очередь означают целостность и соответствуют теории монад Лейбница и атомизму Левкиппа и Демокрита. Макрокосм — это огромная монада, микрокосм же представляет собой сравнительно меньшую монаду аналогичной композиции, но уступающую по величине и заключенную внутри более крупного организма. Термины Макрокосм и микрокосм не обязательно подразумевают мир и человека, они скорее выражают те соответствия, которые существуют между двумя подобными структурами. Человек представляет собой микрокосм по сравнению с вселенной и макрокосм по сравнению с каким-либо отдельным органом внутри него. Согласно пифагорейской доктрине, каждое «целое» состоит на самом деле не из частей, т.е. долей или фрагментов, а из меньших «целых», называемых «частями» только при сравнении с более крупной единицей, которую они в совокупности образуют. Сердце в первую очередь является телом и только в переносном смысле частью человеческого тела. Таким образом, по статусу оно — основная единица, а по занимаемому месту принимает второстепенное звание органа, который вместе с несколькими другими органами необходим для образования более крупного тела как целого. Поэтому каждый атом — это целостность, несущая в себе подпись и печать целого мира, и каждая песчинка — это копия вселенной. Когда человека называют микрокосмом, это отнюдь не подразумевает, что он всего лишь «часть» мира, напротив, он, подобно всем остальным так называемым «частям», является в действительности миром в миниатюре. Несколько более адекватное представление об этом можно получить, изучая символический тетраэдр пифагорейцев. Это твердое тело в форме пирамиды можно рассматривать как сложенное из установленного количества блоков меньшего размера, каждый из которых имеет одинаковую с целым форму. Далее:
Таким образом, комплект сложенных вместе тетраэдров образует в результате сооружение, идентичное по форме составляющим его элементам, и тем не менее термин «тетраэдр» точно так же применим к меньшим блокам, как и к большей пространственной фигуре, состоящей из них. Опять же, если куб разделить на восемь одинаковых кубиков меньшего размера, то каждый блок так же, несомненно, будет кубом, как и оригинал. При этом, однако, большой куб является макрокосмом, а кубы меньшего размера — микрокосмами внутри него. Следовательно, макрокосмы складываются из совокупностей микрокосмов и целое подобно частям, а части — целому, причем различие заключается в размерах, а не в качестве...
...Алхимики утверждали, что в каждом металле содержатся все металлы; мистики — что вся вселенная отражается в человеческой душе и что даже Бог отображен в каждом атоме. «О человек, взгляни на человека! Ибо человек заключает в себе небеса и землю», — в поэтическом восторге восклицает Хильдегард. Согласно этой концепции, не один крошечный организм несет на себе отпечаток какого-либо одного аспекта божественности, а второй организм — другого аспекта, но на каждом из них запечатлен весь вселенский порядок.

Аналогичным образом каждая монада фактически представляет собой семя, потому что, неся на себе и внутри себя отпечаток всех аспектов существования, она способна при определенных условиях реализовать эти потенциальные возможности. Следовательно, в каждом крошечном зародыше заперт целый мир точно так же, как человек внутренне представляет собой потенциальное божество, а внешне только животное. Если во всех вещах имеется один и тот же характерный признак, то из этого следует, что один простой комплект законов применим ко всему многообразию проявления. Кроме того, любой импульс, сообщаемый Макрокосму (или Большей Части), в конечном счете передается всем микрокосмам, зависящим от этого Макрокосма. Любая перемена в целом отражается также и на всех его аспектах, которые мы за неимением более точного термина называем частями. Далее:
Чтобы сделать наглядным соотношение между жизнью Макрокосма и жизнью микрокосма, представьте себе свечу, установленную в центре комнаты, стены которой состоят из множества маленьких зеркал, расположенных таким образом, чтобы они отражали центральный источник света. Пусть свеча будет символом Духовного пламени Макрокосма, и, отражая ее свет, каждое из зеркал (микрокосмических монад) кажется обладателем центрального источника света внутри самого себя. Таким образом, один источник света принимает вид бесчисленных источников света точно так же, как один человек — Протогон — принимает вид бесчисленного человечества. Любое изменение в состоянии центрального пламени явным образом вызывает аналогичное изменение в каждом из его отражений. Итак, если центральное пламя станет голубым, то и все отражения станут голубыми; если оно вспыхнет, то и все отражения вспыхнут; если оно погаснет, то и все отражения погаснут вместе с ним. Такова основа широко распространенной философии симпатий между причинами и их следствиями, о которой Исаак Майерс пишет в «Каббале»: «Доктрина симпатий между духовным человеком, его телом и т.д. и всеми остальными частями вселенной как средства между Макрокосмом и микрокосмом преподавалась учеными людьми среди индусов, китайцев, египтян, халдеев, евреев, греков и т.д., а также Моисеем, Пифагором, Платоном, Аристотелем, каббалистами, неоплатониками и т.д.».

По утверждению св. Павла (см.: «1 Послание к Коринфянам» 15:47 и последующие), есть тайна, которая может быть открыта только избранным. Он говорит, что существуют два человека: первый из земли перстный, второй — Владыка Небесный. В этом заявлении обнаруживается гностицизм Павла. Человек — смертный — является человеческим микрокосмом, то есть тенью (душой), отброшенной духом на поверхность материи. Второго человека — Владыку Небесного — мы будем называть, за неимением более подходящего термина, человеческим Макрокосмом — Сверхдушой, неописуемой вершиной над личностью. Макрокосм называли Богом. Именно это божество человека посредством души запечатлело свою форму на телесной конституции. Этот Макрокосм был Богом философа — его Богом или тем божеством, которым был он сам. Мудрые стремились к единению с этим духом, и Плотин, просвещенный неоплатоник, упоминает о тех редких случаях, когда он возвышался до «своего Бога». Бога каждого человека нет ни в небесах, ни в необозримом пространстве, ибо в этих далеких просторах пребывает гигантский Дух, являющийся Богом мира, — Великий Макрокосм. Бог человека суть его собственная божественная часть, и он обитает в его собственных аурических телах. К этому духу обращает он свои молитвы, на этот дух он возлагает надежды, к этому духу ведут его стремления, и в единении с этим духом обретает он бессмертие.

Воспроизведенные здесь две гравюры из трудов Витрувия издания Сезариано разъясняют тайну Макрокосма и микрокосма. «Невозможно смотреть на эти два рисунка из издания Сезариано, — пишет в «Каноне» Уильям Стирлинг, — и не заметить, что они представляют нечто большее, чем просто анатомические схемы, в каковые они превратились в более поздних изданиях. Но здесь перед нами совершенно очевидно и определенно предстает любопытный образчик сохранившегося космического божества Греции, воспроизведенный и искаженный грубыми рисовальщиками Средних веков, но добросовестно сохраненный и до конца узнаваемый». Далее:
Эти две фигуры предлагаются в качестве канонов пропорций для использования в архитектуре, хотя совершенно очевидно, что они не имеют большого практического значения для чертежника, занимающегося проектированием какого-нибудь величественного общественного здания. Эти фигуры не рассчитаны на то, чтобы их воспринимали в буквальном смысле, их достоинство заключено в незаметной на первый взгляд ассоциации с определенными принципами Природы, известными посвященным дионисийцам. Первая, более крупная фигура представляет мир, вторая, или меньшая, — человека. Коэффициенты пропорциональности, входящие в размеры, относятся не только к физическим телам, но, интерпретированные в каббалистическом смысле, они раскрывают тайные размеры Бога и Природы.
Тело наложено на фон из девятисот квадратов, а весь рисунок разбит на двенадцать более крупных секций, четыре из которых имеют форму квадратов, а восемь — треугольников. Важно, чтобы фон был разделен таким же образом, как и старинные квадратные бланки для гороскопов, которые были разделены прямыми линиями на двенадцать секций, соответствовавших двенадцати членам огромного Вселенского Человека. Само тело непосредственно соприкасается с десятью секциями, а две оставшиеся соединены с ним дугой. Два знака зодиака древних мистерий утаивались от непосвященных, так что божественный человек эзотерически состоял всего лишь из десяти членов, о чем, вероятно, и говорит схема расположения человека в издании Сезариано. Так как гороскопический бланк представлял собой символическое изображение небес, то наложенная на него фигура совершенно очевидно является Небесным Человеком, заполнившим собой весь эфир. В основе рисунков неизвестного происхождения, встречающихся в самых ранних изданиях Агриппы, явно лежали гравюры Витрувия, а четвертая из этих гравюр разделена на секции точно так же, как Макрокосм в издании Сезариано. На рисунке Агриппы в углах на заднем плане добавлены знаки зодиака, так что в его значении почти не приходится сомневаться.
На лбу у сезариановой фигуры имеется вертикальный треугольник, в котором заключен маленький символический знак, напоминающий солнце; от этого треугольника расходятся лучами линии к различным частям обеих рук. Вокруг лица и каждой кисти руки описана одна из трех окружностей. Эти три окружности соответствуют трем Аспектам «Зогара» — Венцу, отцу и матери — Кетеру, Хокме и Бине. Над головой находится большая заглавная буква «А», обозначающая начальную точку, из которой должна производиться оценка пропорций и важных деталей. Буква А вполне может иметь несколько значений, поскольку человек — это Эйн-соф, Адам или Лнтропос, начальная точка — это Овен, а вся схема напоминает Протогона гностиков, тело которого было размечено и украшено буквами и символами. Греческая буква Альфа (А) служила символом Макрокосма, а Омега (О) — микрокосма. Лучи, расходящиеся от головы Великого Человека, изображают волосы, а линии, исходящие от лица, — бороду, как говорится в «Зогаре». О знакомстве Леонардо да Винчи с фигурами Витрувия свидетельствует один оставшийся после него рисунок, на котором он объединил Макрокосм и микрокосм — душу и тело. Его рисунок представляет символическую квадратуру круга , напоминание о том, что ответом на все загадки является сам человек (рис. 1).

...Таким образом, планеты становятся символами повсюду присутствующей семерки, отпечаток которой носит на своем лике Природа, что особенно ярко проявляется в том микрокосме, который мы называем человеком. Настойчивое повторение семерки заставляет поверить в ее важность даже людей неглубокого ума. Во все века она считалась самым священным из чисел и чаще других встречалась в священных писаниях. Каббалисты прошлого оставили массу сведений о числе семь применительно к тайнам вселенной, а мадам Блаватская упоминает о нем как о часто встречавшейся схеме в теле человека. Она, в частности, пишет: «Вспомните, что физиология, в ее нынешнем незавершенном виде, обнаруживает семеричные комплексы снаружи и внутри тела: семь отверстий, семь "органов" у основания головного мозга, семь сплетений (глоточное, гортанное, пещеристое, сердечное, надречевое [то же самое, что и солнечное сплетение], простатическое, крестцовое) и т.д.». К своему списку семериад она могла бы добавить еще семь священных органов вокруг сердца, семь слоев эпидермиса, семь важнейших желез внутренней секреции, семь способов придания жизненной силы телу, семь священных дыханий, семь систем тела (скелет, нервы, артерии, мышцы и т.д.), семь слоев аурического яйца, семь главных делений эмбриона, семь чувств (пять действующих и два в скрытом состоянии) и семигодичные периоды, на которые разделена жизнь человека.
Все это наводит на мысль, что семь первичных Духов, или первых Монад, для которых планеты являются символами, а не телами, воплотились в сложной структуре человека и что Строители или Правители (Элогим) фактически пребывают внутри его натуры, со своих семи престолов формируя из него уравновешенное семеричное существо. Каждая из этих сил соответствует какому-то цвету, музыкальной ноте, планетной вибрации и таинственному изменению.

Согласно астроанатомам, знаки зодиака управляют системами человеческого тела, а не какими-то особыми зонами тела. По их мнению, человек представляет собой сложное произведение из двенадцати различных систем, или «малых людей». Таким образом, Овен превращается в человека из костного мозга, Телец — в мышечного человека, Близнецы — в спинномозгового человека, Рак — в человека из симпатических нервов, Лев — в артериального человека, Дева — в усваивающего человека, Весы — в железистого человека, Скорпион — в венозного человека, Стрелец — в человека из двигательных нервов, Козерог — в костного человека, Водолей — в дыхательного человека, а Рыбы — в лимфатического человека. Подобно ученикам древности, эти двенадцать человек собираются вокруг тринадцатой силы — Света Души — и становятся средством распределения души и выражения ее в действии. На втором рисунке (15) Фладда изображен звездный, или астральный, человек — микрокосм — наподобие эмбриона в теле Макрокосма. Только здесь уже планеты, а не знаки зодиака фокусируют на теле свои лучи. Фладд проводит следующие аналогии между планетами и органами тела: Сатурну он приписывает власть над правым ухом, зубами, селезенкой и мочевым пузырем, Юпитеру — над легкими, ребрами, пульсом, спермой и печенью, Марсу — над левым ухом, почками и наружными половыми органами, Солнцу — над правым глазом, головным мозгом и сердцем, Венере — над горлом, печенью, молочными железами, маткой, поясницей и половыми органами, Меркурию — над языком, кистями рук, пальцами, головным мозгом и памятью, Луне — над головным мозгом, левым глазом, желудком и вкусом.

И хотя многие авторы трудов по астрономии до сих пор не пришли к согласию в вопросе планетарного управления определенными частями и органами тела, все они выражают полное единодушие в отношении общего принципа.
====================================================================
Печатается в сокращении.
Скачать "Окультная анатомия" М.П.Холла
#89463 15.02.10 23:08
В "Инструкциях для учеников Внутренней группы" Е.П.Б. писала:

Человеческие принципы не поддаются нумерации, ибо каждый человек отличается от другого, точно так же, как нет двух совершенно одинаковых былинок на всей земле. Нумерация здесь является вопросом духовного развития и естественного преобладания одного принципа над другим. У одного человека на первом месте может стоять Буддхи, у другого, если он бесстыдный сладострастник, – низший манас. У одного на первом и высшем плане будет физическое тело или, возможно, прана (жизненный принцип), как в случае очень здорового и энергичного человека, у другого же она может быть шестой или даже седьмой, если считать сверху вниз.



На Иллюстрации I мы видим, что Атман не есть «принцип», но отстоит от человека, чьи семь «принципов» представлены следующим образом:
7-й,. аурическое яйцо, окрашенное в голубой цвет.
6-й, Буддхи, окрашенный в желтый цвет.
5-й, Манас: Высший, представленный треугольником вершиной вверх и окрашенный в темно-синий цвет.
Низший, представленный треугольником вершиной вниз и окрашенный в зеленый цвет.
4-й, кама, символизированная пятиконечною звездой, с «рогами зла», обращенными вверх; объемлет низший манас и окрашена в кроваво-красный цвет.
3-й, лингашарира, окрашенная в фиолетовый цвет как проводник праны (оранжевой) и разделяющая природу камы (красной), а иногда и аурической оболочки (голубой).
2-й, прана, жизнь, окрашенная в оранжевый цвет – цвет одеяния аскетов.
1-й, стхулашарира, физическое тело человека, представленное майявическим контуром огромной пятиконечной звезды внутри аурического яйца.

Приводя эту схему, Е.П.Б. предупреждает:
"Прежде всего я должна обратить ваше внимание на Иллюстрацию I. Нумерация, как вам уже было сказано, экзотерическая, и вам не следует принимать ее в расчет".
Делай, как должно - и будь, что будет
#89499 16.02.10 10:50 (правка 13.10.12 07:06)
Putnik, очень интересное изображение. Видно, как низший Манас притягивается к Каме, а Высший - устремлен вверх. Атман здесь, видимо - белый круг.

**********************
А. Бейли. Посвящение, человеческой и солнечное.

#89500 16.02.10 10:53 (правка 13.10.12 07:07)
Пояснения к диаграмме.


(В трех моих сообщениях заменены неработающие ссылки (hele))
#89527 16.02.10 19:16
В "Тайной Доктрине" говорится о Высшей Триаде (бессмертной) и низшей четверице (смертной)
А еще в ТД говорится о том, что главный враг человека, которого он должен победить - Кама.
Бэйли этого "врага" игнорирует?
Враг-то этот - не где-нибудь снаружи находится, а "входит в состав" человека.

Принципы, как они обычно именуются по методу «Эзотерического Буддизма» и других трудов, следующи:
1. Атма;
2. Буддхи (Духовная Душа);
3. Манас (Человеческая Душа);
4. Кама Рупа (Проводник Желаний и Страстей);
5. Прана;
6. Линга Шарира;
7. Стхула Шарира
ТД 1.1.
#89529 16.02.10 19:30
Татьяна пишет:
А еще в ТД говорится о том, что главный враг человека, которого он должен победить - Кама.

Кама, по Бейли, это "смесь" низшего манаса и астрала. Именно когда ум развивается тем путем, что обслуживает желания (ищет как их реализовать). Возмите любого человека - насколько плотно связаны эти аспекты, заметно "не вооруженным глазом".
Они "главный враг" - здесь никаких противоречий нет.
ie
#89608 18.02.10 00:04 (правка 18.02.10 00:11)
"Окультная анатомия" М.П.Холла
Введение в оккультную эмбриологию.

Как сообщает отец Синистрари из Амено, Перерий, говоря от имени врачей своего времени, заявляет, что вся сила и продуктивность мужской половой клетки человека присуща определенным духам, которые в ней содержатся. Считалось, что эти духи унаследованы от жизненно важных органов родительского организма. Источником активности сперматозоида служили через посредство крови жизненная сила, сердце, головной мозг и так далее. Таким образом, про человека говорят, что он «порождает из своих собственных субстанций». Хотя эта теория, как и множество других, была заброшена, возможно, окажется небесполезным рассмотреть ее более внимательно…

… В соответствии с этим мнением Парацельс считал физическую мужскую половую клетку носителем сверхфизической сущности, которую он называл aura seminalis, или аурой семени. Эта aura seminalis, в свою очередь, берет начало в liquor vitae, или эфирном жизненном флюиде. В труде «О происхождении человека» Парацельс описывает liquor vitae как тончайший сверхнервный флюид, в котором содержатся «природа, качество, характер и сущность». Далее:
Великий Ауреол утверждал, что физическое тело, которое он называл микрокосмом, потенциально содержится в витаплазматическом поле, в котором все аспекты и характерные признаки существуют во флюидном состоянии. Это потенциальное создание, состоящее исключительно из эфирного жизненного флюида, Парацельс называл невидимым, или скрытым, человеком — неосознанной первопричиной функций организма и физических действий тела и источником кажущихся самопроизвольными изменений, происходящих во внешней конституции. Таким образом, liquor vitae — это человек в виде раствора в нервной субстанции. Aura seminalis является эманацией liquor vitae, т.е. она выделяется из нее или пропитывается ею. Так как liquor vitae — это человек в психофлюидном состоянии, то каждая капля этого флюида содержит образ и подобие человека в целом…
Половая клетка мужчины служит всего лишь физической средой для жизнедеятельности aura seminalis, которая излучается ею и является сверхфизическойпричиной ее вирильности . Поэтому Парацельс утверждает, что оплодотворяющее начало находится не в сперме или в семени, а в духе...




Давайте теперь перейдем от рассмотрения свойств сперматозоида к анализу яйцеклетки, которая также служит превосходным доказательством мудрости Зодчего Вселенной…
Тень мира спала в пучине Великого Океана, и боги, двигавшиеся по поверхности океана, вызвали эту тень из ее бездны, или, как рассказывается в «Вишну-пуране», Владыка Мира в обличье огромного вепря погрузился в Океан Материи и появился вновь, поднимая на своих клыках спасенный мир. Яйцеклетка содержит в себе Воды Вечности, и именно по ним или в них «движется» бог, которому поклоняются в обличье змея — сперматозоида.
В таком случае с оккультной точки зрения сперматозоид является носителем прототипа . Именно в этом маленьком ковчеге семена жизни перемешаются по поверхности вод, чтобы в назначенное время доукомплектовать земной мир. В головке мужской половой клетки содержится триада сил — духовной, психической и материальной. Источниками этой триады служили три крупных центра человека, экзотерически соотносимые с сердцем, головой и пупком.
Вместе с ними появляются и иерархии небесных сил — звездных духов — богов-пионеров , приступающих к строительству новых миров. В яйцеклетке находится пластичный материал, который должны формовать небесные силы. В ней пребывает мир, спящий в ожидании начала манвантарического дня. В ней скрываются Чхайа — формы времени и пространства. Внезапно над темным горизонтом яйцеклетки появляется сияющее сперматозоидное солнце. Его луч пронзает глубину. Материнский океан трепещет. Сперматозоид следует по лучу и исчезает в матери. Зародыш обретает бессмертие, прекратив свое существование и продолжившись в своем потомстве. Материнская яйцеклетка способна к деторождению. Она производит меньшее солнце — Демиурга, или Строителя. Закон установлен. Строитель вызывает к жизни мировую форму. Единый раздваивается; единство растворяется в многообразии; начинается деление; путем дробления Единый выделяет множество. Высвобождаются боги; они группируются вокруг полюсов. Образуются зоны. Каждый бог выделяет из себя сонм малых духов. Возникают зародышевые пласты. Боги собираются вокруг Северного полюса. Форма изгибается внутрь самой себя. Минерал становится растением, растение — животным, а животное — человеком. Строители занимают места в органах и частях, и Клетка-Отец наблюдает за работой из Своего тайника и видит, что она хороша.

«В конце третьей или четвертой недели, — пишет Е.П.Блаватская, — яйцеклетка становится похожей на растение, причем один ее конец принимает шаровидную форму, а другой заостряется наподобие морковки. После разделения она начинает походить на луковицу, состоящую из очень тонких пластинок или оболочек, внутри которых содержится жидкость. В нижнем конце пластинки соприкасаются друг с другом так, что эмбрион свисает с корня пупка почти как плод с ветки дерева. На этой стадии камень посредством метемпсихоза превратился в растение.
Затем эмбриональное существо начинает выпячивать конечности и развивать свои признаки. Глаза приобретают вид двух черных пятен; на месте ушей, носа и рта образуются впадины, похожие на ростовые точки ананаса до того, как они трогаются в рост. Эмбрион развивается в животноподобный плод, имеющий форму головастика, и подобно земноводной рептилии живет в воде и из нее развивается. Однако его монада еще не стала ни человеческой, ни бессмертной, ибо, как утверждают каббалисты, это происходит только на «четвертый час». Этот плод один за другим приобретает признаки человеческого существа, его пронизывает первый трепет бессмертного дыхания: он начинает двигаться, природа открывает перед ним дорогу и вводит его в мир; божественная сущность поселяется в младенческой оправе, в которой она будет пребывать до момента физической смерти, когда человек становится духом» (Е.П.Блаватская. «Разоблаченная Изида»).
….В период внутриутробной жизни эго воздействует на свое новое тело тремя путями:
1) эго прядет нити между собой и развивающимся зародышем и тем самым обеспечивает себе возможность распространять свои качества по всему телу зародыша;
2) оно проникает в новое тело, пропитывая ауры родителей (неверно думать, что участие отца в этом процессе ограничивается спермой);
3) оно, словно атмосфера, окутывает эмбрион, изливая на эту малую форму свои силы подобно тому, как звезды фокусируют свои лучи на земле.
Сознание внедряющегося эго не входит в эмбрион мгновенно, а обживает его постепенно, по мере того как усложнение развития требует наличия интеллектуальной силы. В книге «Pistis-Sophia» описывается, каким образом строители, или мастеровые, которые эманировали из высших начал будущего человека, нисходят в оплодотворенную яйцеклетку...

…В этом содержится также ключ к тайнам наследственности и антенатального влияния. Так, наследственность объясняется двумя факторами. Во-первых, поскольку нравственные качества, культуру, одаренность и т.д. можно свести к интенсивностям вибраций, характерных для материнской ауры, они также оказывают мощное влияние и на внешнюю сторону жизни.
Итак, во время полового акта возникают нейтральные зоны, в которых, однако, обнаруживаются качественные различия, обусловленные интеллигентностью, моралью и духовностью родителей. Воплощающиеся эго, стремящиеся к повторному рождению, втягиваются в эти нейтральные зоны по закону притяжения — то есть следуя симпатии или антипатии. Если психические вихри, созданные родителями, не соответствуют целям входящей жизни, зачатия не произойдет.
«Если ребенок, — пишет д-р Франц Гартманн, — как это часто бывает, проявляет те же вкусы, таланты и наклонности, что и его отец и другие члены этой семьи, то из этого неизбежно следует, что эти вкусы и т.д. он унаследовал от своих родителей, однако часто случается и наоборот. Сходство вкусов и т.д. ребенка и его родителей, скорее всего, свидетельствует, что монада, в полной мере раскрыв свои склонности в предыдущем воплощении, притянулась к определенной семье вследствие уже существующего сходства ее собственных вкусов со вкусами ее будущих родителей».
Во-вторых, вполне возможно, что в период эмбрионального развития, характеризуемого повышенной чувствительностью зародыша , один из родителей — главным образом мать — воздействует на происходящие в теле зародыша химические процессы, которые изменяются под влиянием того, что Парацельс называл волей и воображением.
Согласно Парацельсу, «воображение матери оказывает огромное плодотворное влияние на развитие плода, и именно на этом основано сходство между детьми и родителями».
Далее он заявляет, что воображение отца активизирует созидательную силу, необходимую для воспроизводства человеческого существа, а воображение матери поставляет материал для формирования и развития этого существа. Однако разумное начало ребенка отделено и отличается от разумных начал его родителей и имеет собственное вечное бытие.

…В эмбриологии древние нашли ответ на загадку мира. «Как плод в чреве развивается из liquor amnii , так и земли рождаются из вселенского эфира, или астрального флюида, в чреве вселенной. Эти космические дети, подобно их карликовым обитателям, вначале представляют собой ядра, затем превращаются в яйцеклетки, потом постепенно созревают и, в свою очередь став матерями, создают минеральные, растительные, животные и человеческие формы. От центра к периферии, от едва различимых везикул (пузырьков) до самых отдаленных мыслимых пределов космоса каббалисты, эти выдающиеся мыслители, прослеживают бесконечную череду циклов, где один цикл исчезает в другом и каждый содержит в себе другие и сам содержится в них. Эмбрион, развивающийся в утробе, индивидуум в своей семье, семья в государстве, государства в масштабах человечества, земля в нашей системе, эта система в ее центральной вселенной, вселенная в космосе и космос в Первопричине — нет ни границ, ни конца» (Е.П.Блаватская. «Разоблаченная Изида»).
#89620 18.02.10 11:25
dusik_ie пишет:
Кама, по Бейли, это "смесь" низшего манаса и астрала.

Вообще-то, я полагаю, что кама и астрал - не одно и то же.
Кама - желание, а Кама рупа (по сути) и есть низший манас, который "загрязнен" камой и является её носителем.
#89827 21.02.10 12:42
"Окультная анатомия" М.П.Холла





Сравним рисунок яйцеклетки, приведенный в книге «Нормальная гистология» Пирсола (1929), с картиной мира из труда Роберта Фладда, изданного и 1617 г. и намного опередившего современные взгляды на онтологию. Фладд в основном запомнился той массой людей, которые пытались его опровергнуть… Прежде всего отметим поразительное сходство этих двух рисунков. «Corona radiata», или лучистый венец вытянутых клеток, обрамляющий рисунок Пирсола, в точности соответствует пламенной лучистой короне, окружающей «Макрокосм» Фладда. Zona pellucida, или блестящая зона яйцеклетки, аналогична кругу неподвижных звезд Фладда, украшенному драгоценными камнями, или сияющему поясу, или зоне, в которой помешаются небесные иерархии. В направлении от периферии к центру яйцеклетки сначала располагается зона, бедная дейтоплазмой , а затем другая зона, богатая дейтоплазмой. Эти зоны соответствуют орбитам планет, которые разделены орбитой Солнца на две половины: внешнюю (или верхнюю) и внутреннюю (или нижнюю). Вблизи центра яйцеклетки находится зародышевый пузырек, или ядро (nucleus), аналог которого отчетливо виден на схеме Фладда, и, наконец, в самом центре ядра помещаются ядрышки яйцеклетки (nucleoli), которые Фладд совершенно очевидно персонифицировал в образах Адама и Евы. На гравюре Фладда изображено, как сперматозоид в виде птицы внедряется в яйцеклетку. Обратите внимание на птиц, рыб и других тварей внутри ядра. Они напоминают нечто, состоящее из хроматина и хромосом.

В своих «Эзотерических наставлениях» мадам Блаватская отмечает определенные соответствия между содержимым маток звезд и человека…
Она также проводит следующие прямые аналогии:
1) Земной эмбрион, который заключает в себе будущего человека со всеми его потенциальностями — это математическая точка, космическое семя; монада Лейбница, которая содержит в себе всю вселенную, как желудь содержит в себе дуб.
2) Амниотическая жидкость, которая выделяется из эмбриона — это Акаша, исходящая от десяти божеств солнца.
3) Амнион, т.е. оболочка, содержащая амниотическую жидкость, — это эфир пространства, с внешней стороны представляющий собой пластичную корку, которая якобы покрывает солнце.
4) Желточный мешок, который, как утверждает наука, служит для первоначального питания эмбриона, — это звездное содержимое эфира, его главные составные части.
5) Аллантоис , или выступ зародыша, который располагается между амнионом и хорионом, — это потоки жизни в эфире, источником которых является солнце и по которым передается жизненное начало, питающее все, что есть на земле.
6) Аллантоис разделен на два слоя, представляющие собой двойное излучение, психическое и физическое, называемые в оккультизме верхним, или божественным, астральным светом и нижним, или материальным, астральным светом.
7) Хорион, наружный слой оболочек, которые расходуются на формирование человека, — это наружная кора любого звездного тела, соответствующая скорлупе космического яйца, или на земном плане аналогичная атмосфера, которая, подобно коже человека, составлена из семи слоев.
Так называемое физическое рождение, по сути, не выводит человека из эмбрионального состояния, так как в течение всей физической жизни его тело остается эмбрионом, пребывающим во взвешенном состоянии в магнитном поле его ауры. Далее:
Внезародышевые оболочки, которые он сбрасывает в момент разрывания пуповины, в какой-то мере являются физическими двойниками сверхфизических тел, называемых аурами, которые продолжают питать и защищать его и внутри которых он живет, движется и имеет свое бытие. Как уже было отмечено выше, эмбрион соответствует Атману, если рассматривать его как монаду , с помощью которой развиваются семь телесных систем. Именно это, согласно неоплатоникам, и является вершиной тела — единством, из которого возникает многообразие. Следовательно, эмбрион соответствует аурическому яйцу, которое для человека в целом — духовного, психического и физического — означает то же самое, что и эмбрион для его физической составляющей, а именно ее источник и все включающий аспект. Амниотическая жидкость аналогична второму отделу ауры, который называется буддхической оболочкой, а амнион — третьему отделу ауры, или манасическому полю. Пупок соответствует четвертому отделу ауры, или камарупической оболочке. Пятый отдел, или аллантоис, ассоциируется с праной; шестой, или промежуток, — с лингашарирой, и, наконец, седьмой отдел, или хорион, — с физическим телом, а точнее с субстанциями, из которых создано физическое тело. Надо заметить, что для трех последних аналогий возможны и другие варианты по причине некоторой путаницы в терминологии, коснувшейся в основном таких понятий, как астральное тело, эмоциональное тело, витальное тело и эфирный двойник.
Аналогии между эмбрионом с его внезародышевыми оболочками и звездным мирозданием заимствованы из пуран. Так, например, в «Вишну-пуране» описывается процесс творения, происходящий в чреве горы Меру…

Ещё немного по этой теме:
Центросома выступает в роли инициатора действия и к тому же считается скоплением активной двигательной плазмы. Она контролируется Луной, которая является эквивалентом эфирного двойника, и окружена астральными лучами, то есть тем, что составляет характерную особенность архоплазмы. Это лучистое тело находится под влиянием Марса, или камы (желания, действия) , который приводит мир в бодрствующее состояние. Цитоплазмой или протоплазмой правит Солнце: потому что она олицетворяет прану , солнечное питание, которое обеспечит рост. Порядок таков: I) Атман, луч Вселенского Солнца, соответствующий аурическому яйцу человека; 2) Буддхи, внутриядрышковые тела, буддхическая оболочка в ауре человека; 3) Манас, собственно ядрышко, строитель, высшее ментальное тело в человеке; 4) кама-манас, ядро, первый из временных проводников, низшее ментальное тело в человеке; 5) кама, архоплазма или радиальные лучи, астральное тело в клетке, средоточие эмоций и желаний, эмоциональное тело в человеке; 6) прана, живая материя, протоплазма, источник формы, витальный флюид в человеческом теле; 7) лингашарира, центросома, лунный предок, эфирный двойник человека. Таковы действующие силы, все вместе они сформировали восьмого — физического,— человека, который поддерживается ими и «висит» на них.
В трудах розенкрейцеров и каббалистов порядок несколько иной, но принцип — тот же самый. Семь богов, или сил, по тайному замыслу которых был создан человек, они скрыли под символами металлов и планет, соотносимых с металлами. Как философский камень был создан путем смешивания духовных эквивалентов металлов в специально подготовленных для этого сосудах, так и эмбрион — золотой ребенок — пробуждается к жизни посредством божественной химии (алхимии).
#89842 21.02.10 15:24 (правка 21.02.10 15:33)
hele :
Что мы знаем о сложном составе человека.


-- Упрощенно состав человека можно изобразить так:



-- А вот другая схема человека, акцентирующая одно из важнейших утверждений из трактатов Алисы Бейли о том, что любая единица жизни является атомом. И устроен он следующим образом:



-- Подробнее об этом можно почитать на форуме УДВ:

http://kualspb.forum24.ru/?1-0-0-00000002-000-0-0#005

http://kualspb.forum24.ru/?1-0-0-00000001-000-0-0#002
ДОБРАЯ ВОЛЯ ОБЪЕДИНИТ ВЕСЬ МИР !
http://kualspb.forum24.ru/
#91058 01.03.10 17:14 (правка 01.03.10 17:26)
-- Очень много общего с теософскими идеями у Макса Генделя. Вот его схема состава человека:



-- Его книгу можно почитать здесь:

http://www.empyros.org/?j=elib&sod=gendel
ДОБРАЯ ВОЛЯ ОБЪЕДИНИТ ВЕСЬ МИР !
http://kualspb.forum24.ru/
#93119 17.03.10 14:08
Безант, в книге «Человек и его тела» пишет, что физическая материя может пребывать в 7 состояниях и что физическое тело человека состоит из материи во всех её 7 состояниях. В частности интересует эфирное состояние. В том же источнике указано, что эфирное состояние имеет 4 подуровня «столь же отличных друг от друга, как например, жидкости отличаются от твердых и газообразных веществ ».
Что это за 4 уровня эфирного тела, чем они различаются, и как их понять?
#93126 17.03.10 15:11 (правка 17.03.10 15:11)
Нагляднее всего видно на этой диаграмме
Видно, что физический план имеет семь подпланов (уровней). Три нижние - известные нам в обычной жизни твердое, жидкое и газообразное состояния физической материи. Выше (тоньше) идут четыре уровня эфира. Также как видимое физическое тело имеет в своем составе твердые, жидкие и в какой-то степени газообразные вещества, так и эфирная составляющая физического тела (эфирное тело) имеет четыре вида материи эфирных уровней. Как это понять? Трудно. Представьте себе газообразное состояние материи. Состояние четвертого эфира еще "тоньше", невесомей, чем газ. И далее тоньше и тоньше.
#93132 17.03.10 15:30
В "древней мудрости" у Безант есть диаграмма, поясняющая эфирные подпланы. Также см. диаграммы в "Оккультной химии". Глава про эфир оттуда (без диаграмм) есть здесь: http://forum.theosophy.ru/page.php?id=123
Wit beyond measure is man's greatest treasure!
#93385 18.03.10 19:18
Hele, Ziatz спасибо за ответ. В определенной степени разобрался.
Безант далее пишет, что «Астральный мир — это определенная область вселенной, окружающая физический мир и частично проникающая в него».
Ледбитер в астральном плане говорит, что «Размеры нашего астрального мира измеримы, …, наш астральный мир соприкасается с астральным миром Луны…»
Значит ли это, что человек на этом плане, не может попасть в астральные планы других планет либо это возможно на высших уровнях астрального плана?
#93401 18.03.10 23:31
san
В книге "Ментальный план" он пишет:

Только атомическая материя каждого из этих планов имеет то же самое очертание,
как и межпланетный эфир, но это обуславливается состоянием полнейшей её свободы.
Вот причина, мешающая человеку переходить с одной планеты на другую, даже в
нашей солнечной системе, как в астральном или в ментальном теле, так и в физиче-
ском, тогда как, наоборот, в теле каузальном, если оно достаточно сильно развито,
можно было бы этого достигнуть; но даже и в таком случае это сделать гораздо труд-
нее, чем на плане буддхи для лиц, достигших умения поднимать свое сознание до такой
высоты. Ясно поняв все это, читатель уже не смешает, как это может случиться с начи-
нающим, ментального плана нашей Земли с ментальными планами других планет на-
шей цепи.
#93403 18.03.10 23:40
> Значит ли это, что человек на этом плане, не может попасть в астральные планы других планет либо это возможно на высших уровнях астрального плана?

Да. Но атомические подпланы каждого плана должны проникать везде. Иначе бы до нас не доходил на физическом плане свет звёзд. Вопрос очень спорный, и окончательный ответ на него даст полёт человека на Марс. Что произойдёт с его астральным телом, когда ракета покинет астральный план, или вернее, астральную атмосферу Земли?
Wit beyond measure is man's greatest treasure!